ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА «СООБЩИ СВОЁ Я»

35
Автор: Смирнова В.Н, преподаватель ГБПОУ НГК
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Современные педагогические технологии, несомненно, оказывают влияние на результаты образовательной деятельности и подготовку высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов.

Эффективность решения этой педагогической задачи во многом зависит от выбранных дидактических технологий проведения занятия.

В своей работе со студентами специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по изучению профессиональных модулей ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ.03«Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» и др. пытаюсь не только сообщать информацию, но и привлекаю обучающихся к такой работе на уроке и во внеурочное время, чтобы появилось желание каждого овладеть знаниями и уметь их применять на практике.

Из всего многообразия современных педагогических технологий особо выделяю проведение занятий с групповой формой работы студентов (работа «малыми» группами).

Для применения данной технологии требуется определенный уровень приобретенных студентами умений и навыков работы с законодательными документами и нормативными правовыми актами по соответствующим вопросам профессиональных модулей.

Для организации работы необходимо тщательно спланировать ход занятия, подобрать соответствующий материал (тему) для данной технологии и определить варианты оценивания деятельности каждого участника и команды в целом.

Так, по МДК 03.01Организация  расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (ПМ.03) наиболее приемлемыми являются вопросы, связанные с изучением государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых.Данные вопросы имеют многовариантные юридически значимые действия или определенные и характерные только для данного вида понятия системы налогообложения.

Вначале урока объявляю тему, цель и порядок изучения материала в иных условиях, отличных от проведения традиционного занятия. Обучающимся предлагается самостоятельно сформировать  команды в составе 3-4 чел.и выбрать ответственного студента из числа своей команды. Количество команд зависит от наполняемости группы на день проведения занятия, объема, сложности и содержания предложенного к изучению материала.

Все участники команд размещаются на доступной и комфортной для делового  общения зоне учебной аудитории.

Каждой команде разрешается выбрать или предлагается задание для изучения и подготовки соответствующего сообщения другим командам. Кроме этого, на основе изученного материала команда должна составить задачу (пример) ситуационного характера с числовыми показателями и расчетами, представив её в качестве примера в ходе устного сообщения участникам других команд.

В целях получения положительных результатов провожу инструктаж в начале работы и текущие консультации в ходе выполнения студентами задания.

Например, сообщение по данному вопросу должно содержать:

— название раскрываемого задания;

— перечень юридически значимых действий, рассматриваемых соответствующей инстанцией;

— разновидности ставок; категории физических лиц, имеющих льготы при уплате государственной пошлины;

— условия для возврата государственной пошлины; порядок отражения государственной пошлины в бухгалтерском и налоговом учете;

— сформированные умения на основе ситуационной задачи.

По завершению работы каждая команда должна обменяться собранной информацией и сделать сообщение другим участникам команд в следующей последовательности:

Команда №1       2            3       4       5

Команда №2       3         4         5        1

Команда №3       4        5         1         2

Команда №4       5        1         2         3

Команда №5       1        2         3         4

Каждая команда, получив сообщение от представителей других команд, должна поделиться своими знаниями и сообщить информацию по своему изученному вопросу представителям всех команд.Таким образом, все участники имеют представления по всем вопросам текущего занятия.

Наиболее сложным моментом является заключительный этап, на котором подводятся итоги, оценивается команда в целом и каждый его участник в отдельности.

Для решения данного вопроса целесообразно провести оценивание с использованием таблицы, приведенной в Приложении №1, которая позволяет с помощью самих студентов выполнить данный элемент урока за короткий промежуток времени.

Роль преподавателя на данном занятии не только как консультанта, но и наблюдателя за действиями каждого студента. При этом оценивается степень во влеченности участников команд в работу, активность каждого из участников, умение лидеров команд организовать свою деятельность и членов своей команды, участие каждого в оценке полученного результата,  дисциплина и заинтересованность в результатах работы своей команды.

Результативным может быть и занятие, организованное методом коллективной работы.  При данной форме не предусмотрено формирование отдельно взятых команд, но студентам разрешается самостоятельно распределить объем работы предложенного к изучению материала. Наиболее подходящей темой является, например, изучение налога на добычу полезных ископаемых.

Полученные результаты объединяются в единое целое под руководством инициативной группы студентов,которая занимается оформлением компьютерной презентации в целом по теме(Приложение №2).

Данная работа рассчитана на два занятия продолжительностью четыре академических часа. На втором занятии студенты делают сообщение с применением своей коллективно созданной презентации.

Выполнение задания по изучению данного налога предусматривал создание проблемной ситуации, решение которой выполнялось студентами с применением дополнительной информации и использованием Интернет-ресурсов: поиск и изучение ФЗ «О недрах», применение математической формулы расчета добытого угля в кубометрах, перевод в тонны с помощью конвертера величин.

Следует допустить, что заданная технология проведения занятия позволяет сформировать понимание сущности  и значимости своей будущей профессии.

Литература.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.-Н123 Москва: Проспект. 2017.- 1040с.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2011 г. № 402 ФЗ

3. Положения по ведению бухгалтерского учету.-Москва. Эксмо. 2017-224 с.


ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА «СООБЩИ СВОЁ Я»

Категории