ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ

29
Автор: Нелидова Татьяна Вячеславовна, преподаватель русского языка и литературы
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Мы живем во времена высокого темпа развития. Это неизбежно вызывает кардинальные изменения в обществе, а значит, — и в образовании. Идет процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование личности учащихся с целью дальнейшего развития их ключевых и профессиональных компетенций. Особое место в данном процессе отведено гуманитарным дисциплинам,в частности, урокам литературы и русского языка, позволяющим сформироватьвысококвалифицированных специалистов, которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.

Современная педагогическая литература содержит описание различных педагогических технологий, форм, методов, приемов, которые по-разному организуют взаимодействие преподавателей и студентов. Среди этого многообразия очень важно найти те, что способствуют решению поставленных задач.

Для реализации задач на уроках литературы и русского языка мною применяются следующие эффективные методы и приемы:

1.Нетрадиционное начало традиционного урока (целеполагание,  эпиграф урока, презентации,музыкальная заставка, использование видеофрагмента и др.). Например, в начале урока о творчестве М. Горького предлагается просмотр фрагментов фильма «Детство»или презентации по творчеству писателя.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:

– ситуация несоответствия;
– ситуация конфликта;
– ситуация неожиданности;
– ситуация выбора;
– ситуация предположения.

3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты.

4. Использование логических схем, таблиц, опорных конспектов.

5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава).

Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал» ставим следующие цели:выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы.

6. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «Что? Где? Когда?», «Мозговой штурм»,«Интервью с различными персонажами», метод проектов.

При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте,явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения.Например, «SMS как новый речевой жанр», «Иноязычная лексика».

Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с по следующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Диалектные особенности Нижегородского края», «Современная жаргонная речь на страницах газет».

Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие. При составлении синквейна работу можно разнообразить.

7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, написание письма литературному герою).

8. Игры, инсценирование,игровые фрагменты (ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений). Актерские роли представлены в художественных текстах,учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются.

9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического,графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания,олимпиада, викторины.

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности,поскольку эти предметы имеют свою специфику. Главное в этом деле — не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса,которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Таким образом,использование современных инновационных образовательных технологий, методов,приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Использованная литература и интернет-ресурс:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие для
студентов высших учеб.заведений. – М,2014

2. Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие. – Каро, 2013.

3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. «Учитель». – 2015.

4.https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-russkomu-yazyku-i-literaturnomu-chteniyu-414032

5.https://biblio-online.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-414696

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ

Категории