ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: “ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ”

79
Автор: Филиппова Г. С., классный руководитель группы 21К, ГБПОУ НГК
Категория: Веб-технологии в педагогической деятельности

Пояснительная записка.

Методическая разработка открытого классного часа «Город,в котором я живу»  является очередным звеном в цепочке мероприятий в рамках проекта на тему «Чудо-град над гордою рекой» и направленна выявление знаний истории, культуры города, в котором живут, учатся студенты.Его актуальность обусловлена тем, что в 2015 году администрация Н.Новгорода предложила проектную деятельность по теме “Мой новый Нижний”.

Проведённые ранее мероприятия: посещение музея Н.А.Добролюбова, библиотеки им. А.Пешкова,открытый классный час на тему “Я же весь ваш, нижегородский” дали основу для проведения очередного мероприятия в форме соревнования.

Самостоятельная деятельность студентов, работа в командах, организация  полученной информации позволяют:

-лучше усваивать материал и повышать качество обучения в результате творческой и мыслительной деятельности студентов;

-развивать ситуативное мышление студентов;

-побуждать интерес к изучаемому материалу, активизировать самостоятельную деятельность.

Выбор методики проведения занятия  в форме соревнований обусловлен психолого-педагогическими особенностями групп 21К и 32К“Коммерция” (по отраслям). В группах хороший психологический климат, сплоченный коллектив, способный реализовать поставленную цель.

Студенты данных групп имеют неплохие способности, во время занятий показывают хороший уровень работоспособности, умственной активности, включенности в познавательную мыслительную деятельность.

Тема открытого классного часа: “Город, в котором я живу

Вид занятия: Путешествие

Метод занятия: Соревнования

Место проведения: Рекреация 3 этаж

Цели занятия:

-повышение культурно-нравственного уровня студентов

Задачи:

-формировать высоконравственные личностные качества

-повысить уровень знаний об исторических корнях, культурном наследии

-развить творческие способности

Межпредметные связи: история, литература, краеведение

Оборудование:

1.Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки

2. Презентация (с музыкальным сопровождением)

3.Фильмы и видеоролики

4.Выставка книг

5.Костюмы студентам для визитной карточки 

6.Раздаточный материал командам (ватманы, карандаши, канцелярские кнопки)

7.Оценочные листы для жюри, критерии оценок

Ход занятия.

1.Организационный момент.Проверка готовности обучающихся.

(Просмотр фильма “Нижний Новгород начала 20века”)

2.Мотивационно-ориентировочный этап. Целеполагание.

Где родился – там и пригодился.

3.Актуализация знаний(стихотворение Филиппова)

Нижний Новгород великий,

Ясноокий, многоликий,

Живописная земля…

Стены древнего Кремля —

Гордость русская и слава!

Волга, нежно, величаво,

Воды окские приняв,

Негою прибрежных трав,

Манит, красотой чаруя,

Сердце русское волнуя…

Славен город стариною

И проспектов новизною…

И особое старанье

Проявляют горожане.

Чтут старинные заветы

И традиции от дедов,

Помнят древнее присловье:

«Трудно дело да с любовью

Выполни его отменно

Да старайся непременно!»

И рабочая плеяда

Града Нижнего– отрада!

Честный труд и вдохновенье,

И душевное горенье,

Мастерство, талант, уменье,

И великое терпенье —

Всё на благо россиян,

На зависть всех заморских стран!

4. Основная часть.

Видеоролик “Нижний Новгород конца 19 века”

Ведущий: Город Нижний Новгород принадлежит к числу тех старинных городов, в которых за многие столетия их истории складывались слой за слоем приметы разных времен.

 Прошлое и настоящее нашего города, его история и культура, прекрасная природа нашего края, легенды и сказания нижегородской старины- все это станет предметом нашего разговора, соревнования в игре- викторине «Город, в котором я живу!»

А начнем мы викторину с музыкально- поэтического конкурса «Славим тебя, Нижний!».

(Видеоролик “Город Горький”)

1)Музыкально- поэтическая страничка«Славим тебя, Нижний!»

Каждая команда получила домашнее задание, которое они сейчас и представят

(представление команд, визитная карточка)

2)Конкурс изобразительного искусства«Рисую тебя, Нижний!»

1)Сейчас вам выдадут лист ватмана, который поделен на 9 квадратов. Ваша задача — изобразить как можно больше узнаваемых достопримечательностей Нижнего Новгорода.

(Видеоролик “Нижний Новгород конца 19 века”)

3)Интеллектуальный конкурс «Знаю тебя, Нижний!»

  1. Кем и когда был основан город Нижний Новгород? (Князь Юрий Всеволодович 1221г)
  2. Назовите самый древний город нашей области? (Городец- он строился как основная база для похода русский князей на Волжских булгаров в 1172г)
  3. Сколько было построено башен в Нижегородском кремле? (13 башен. Сохранилось 12: Дмитровская(вход с площади Минина),Пороховая, Георгиевская( у памятника Чкалову), Борисоглебская, Белая,Ивановская(выход на улицу Рождественскую, Часовая(в ней располагается смена караула), Северная, Тайницкая, Коромыслова, Никольская, Кладовая. Зачатская несохранилась.
  4. В кремле находится самое древнее строение нашего города. Это небольшой, но замечательный храм, строительство которого началось в годы основания города.Потом он несколько раз перестраивался. Как он называется? (Михайло-Архангельский Собор или Собор Михаила Архангела)
  5. Когда переезжаешь через реку Оку, поднимаясь в верхнюю часть города, справа открывается вид на прекрасные белокаменные строения на склоне горы. Это один из древнейших монастырских комплексов нашего города. Как он называется?(Благовещенский мужской монастырь)
  6. В честь 300-летия династии Романовых, в 1913 году в Нижнем Новгороде было возведено замечательное здание, которое удивляет и сегодня своим причудливым силуэтом, необычайной архитектурой, богатым внутренним убранством. Что это за здание? (Государственный Банк на Большой Покровской)
  7. Во многих городах России, в том числе в Нижнем Новгороде, есть площадь Сенная.Откуда пошло это название? (На этих площадях торговали сеном.Оно было необходимо в больших количествах, т.к. в то время ездили на лошадях)
  8. Сколько районов в нашем городе? Назовите их. (Восемь районов: Нижегородский, Советский, Приокский, Канавинский, Ленинский, Автозаводский, Московский, Сормовский)
  9. Сколько в городе государственных театров? Назовите их. (Пять театров:Театр Оперы и балета им. Пушкина; Театр драмы; Театр «Комедия»; Театр Юного Зрителя;Кукольный театр)
  10. «Золотая» хохлома известна всему миру. А ведь ее родиной является один из городов нашей области. Назовите город. (Семенов)
  11. Какой районный центр Нижегородской области связан с именем А.С. Пушкина? (с. Большое Болдино)
  12. Назовите основные города области. Сколько их? (20 старых: Арзамас, Городец, Лысково, Сергач, Балахна, Дзержинск, Борогородск, Бор, Выкса, Кстово, Кулябаки,Лукоянов, Навашино, Павлово, Первомайск, Семенов, Урень, Чкаловск, Шахунья, Н.Новгород; 5 новых: Заволжье, Ворсма, Володарск, Ветлуга, Горбатов)
  13. Назовите год основания Канавинского района? ()
  14. Сколько мостов построено через Оку? Как они называются? (Всего 4 моста :Молитовский , Мызинский,Канавинский, Метро — мост)
  15. Назовите героев ВОВ, именами которых названы улицы Нижнего Новгорода?  ( Чугунов Виктор Константинович, Самочкин Анатолий Васильевич, Попов Иван Петрович)

4)«Люблю тебя, Нижний!»

В следующем конкурсе оценивается быстрота и качество исполнения. А конкурс называется “Люблю тебя, Нижний!”. Ваша задача – выложить Кремль кнопками и посвятить ему стихотворение.

5)Конкурс капитанов.

1. Есть в поветлужских лесах озеро с поэтическим названием. Спряталось оно в густой лесной чащобе. Вода в нём стоит недвижно и днём, и ночью, лишь изредка по зеркальной глади пробежит лёгкая зыбь, и снова всё стихнет. А бывают дни, когда до берегов его будто бы доносится протяжное пение и слышится далёкий колокольный звон.

Говорят, давным-давно на месте озера стоял славный град Китеж, и возвышались над ним шесть главных церквей. Напали на Русь татары,завоевали многие наши земли. Хан Батый прослышал про богатый Китеж-град да направил к нему свои бесчисленные орды. Обложили татары город грозной тучей и хотели брать его силой, подступились к стенам и изумились: жители города никаких укреплений не построили и защищаться не думали, только молились в церквях дазвонили в колокола. Ворвались татары в город, а тут вдруг забили из-под земли источники многоводные. Отступили в страхе басурманы, а вода всё бежит и бежит.…И,когда иссякли родники, на месте города озеро расстелилось, лишь вдали мерцала одинокая глава собора с блестевшим посреди крестом, но и она медленно погрузилась в воду. Вскоре исчез и крест.

Как называется это озеро?  (Светлояр)

2. Давным-давно были на “горах” повсюду густые леса.Много в них водилось всякого зверья. Как-то повадились в деревню, что стояла на берегу Суры, медведь. Не жалел он ни женщин, ни стариков, ни детей. Много и храбрых охотников  погибло из-за него.Совсем народ отчаялся. В то время подрос в деревне паренёк. Сильный да смекалистый. Решил он сразиться с лютым зверем. А медведь словно почуял что-то.Ушёл в лес и залёг в берлогу. Много дней блуждал юноша в чащобе, продирался сквозь кусты да буреломы, петлял, возвращался, снова шёл дальше и везде метки ставил, чтобы домой по ним вернуться. Нашёл – таки он медведя. Страшная была схватка. Победил парень, но и ему от свирепого зверя досталось, кровь из ран так и текла. Сильно устал юноша. Содрал он с медведя шкуру, навалил себе наплечи, да и побрёл, шатаясь и спотыкаясь от потери крови, будто пьяный, по своим меткам домой. А там, куда падали капли его крови, ямы да воронки появлялись, а из них ключи били да ручейки бежали. Слились эти ручейки вместе,и потекла речка той извилистой тропой до самой деревни, где юноша жил, да в Суру и влилась.

О какой реке Нижегородской области рассказывает эта легенда?  (Пьяна)

(Видеоролик “Трудовой подвиг Горьковчан”)

 Ведущий:Наш город наделён огромной территорией, много людей живёт в нём, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу. Любящий свой город человек участвует в его судьбе, печалится его горестям, веселится на праздниках. Нижний Новгород – прекрасный город.Прекрасно и то, что сделано нашими руками: парки, скверы, площади, заводы…

5.Подведение итогов (жюри подводят итоги).

  (Видеоролик “Нижний Новгород — сохранить историю”)

6.Награждение (грамоты командам, ценные подарки победителям).

7.Рефлексия.

Приложение 1

Критерии оценивания команд.

1-й конкурс — «Славим тебя, Нижний!» — соответствие заданной тематике, Оценивается выдумка, артистизм, исполнение (владение сценической речью).Умение  держаться на сцене, владеть собой, сценическим пространством. Внешний вид (костюмы).

2-й конкурс — «Рисую тебя, Нижний!» — знание достопримечательностей Нижнего Новгорода и умение изобразить их на рисунке (художественное соответствие рисунка достопримечательности).

3-й конкурс — «Знаю тебя, Нижний!» — знание исторических фактов, дат, улиц… Умение дать  чёткий правильный ответ на поставленный вопрос.

4-й конкурс — Люблю тебя, Нижний!» — остроумие, качество, универсальность (оригинальность).

5-й конкурс — Конкурс капитанов–остроумие,грамотная речь, умение выступать.

Заключение.

Методическая разработка открытого классного часа “Город,в котором я живу” повышает культурно — нравственный уровень и  формирует высоконравственные личностные качества, а так же повышает уровень знаний об исторических корнях, культурном наследии и  развивает творческие способности студентов. Использование технологии межпредметных связей (в данном случае предметов “литература”, “история”, “краеведение”) значительно повышает результативность и эффективность данного занятия. Мероприятие в форме соревнования позволяет студентам сплотиться, стать более организованными. Данное занятие показало, что у обучающихся есть определённые знания в области истории родного края. Экскурсии и посещения музеев и библиотек позволило им дать правильные ответы в третьем интеллектуальном конкурсе. Студенты показали свои творческие способности как в первом «Славим тебя, Нижний!», так и в последующих конкурсах,а именно: «Рисую тебя, Нижний!», «Люблю тебя, Нижний!».

Список использованной литературы:

1. Стихотворение собственного сочинения.

2.Славное прошлое Нижегородской земли, Федор Селезнев, 2013г.

3.Глядя с Откоса,А.В.Седов, 2009г.

4.Интернет ресурс: http://www.nn-obl.ru/история/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: “ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ”

Категории