ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

8
Автор: Г.С. Филиппова, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ НГК
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Все обучающиеся способны успешно учиться, если для них создать необходимые условия.Развитие интеллекта, речи, коммуникативных способностей, привитие любви к русскому языку, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, максимальное развитие творческих способностей и логического мышления — всему этому способствует режим педагогики сотрудничества и личностного общения, технология «Паритетный диалог -сотрудничество»

Диалог — это обмен репликами, контакт с учащимися.

Диалог паритетный предполагает уважительное отношение преподавателя к обучающимся, исключая всякое панибратство!

Методические особенности проблемно -диалогического метода включают в себя два «звена»:постановка учебной проблемы и поиска её решения. В ходе специально выстроенного преподавателем диалога учащиеся осуществляют постановку учебной проблемы и поиск её решения. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий (это развивает логическое мышление учащихся). Сотрудничество: совместная работа преподавателя и учащихся. Знания не даются в готовом виде, они получаются учащимися в совместной работе с учащимися и преподавателем. Аспект сугубо практический: учащиеся должны как можно больше сами писать и говорить! Каждый вовлекается в процесс общения, отсюда и коллективные формы работы.

Систематическая лексическая работа:

этимологический анализ; толкование слов; многозначность; словообразовательный анализ; подбор синонимов, антонимов, использование фразеологизмов; словесное рисование с использованием метафор.

Синтаксическая и стилистическая работа: составление словосочетаний и предложений;перестройка текста с творческим дополнением;  письменные сочинения разнообразных типов;  литературное творчество детей;  освоение законов построения текста;  «Фигуры речи»;  «Лингвистический микроскоп»;  пользование словарями различных типов:толковым, этимологическим, словарями синонимов и антонимов.

Орфоэпическая работа: привитие произносительных норм.

Основные приемы работы:

 анализ текста — образца, принадлежащего перу мастера слова; словесные «Игрушки» стихотворных текстов;конструирование предложений на заданную тему; самооценки обучающихся;создание эмоциональных ситуаций (использование на уроке деталей костюма, реквизита литературного героя); мультимедийные учебные пособия;индивидуальные домашние задания.

Целевые ориентации:

заложить в учащихся уровень языковой культуры, чтобы они вошли в жизнь с высоким уровнем языковой культуры, то есть с высокой культурой чувств и высокой культурой мышления;

оптимально развить каждого учащегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности(способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности:

— формирование познавательных интересов учащихся, развития умственных способностей; творческого мышления;

— развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словарного запаса);

— ввести обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

—  приобщить обучающихся к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа   текстов  и   практическое   ознакомление   с  отдельными   теоретико-литературными понятиями.

Воспитательные принципы: принцип социальной активности; принцип социального творчества; принцип взаимодействия личности и коллектива;принцип развивающего воспитания; принцип мотивирования;принцип индивидуализации.

Креативный подход: принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Я преподаватель– практик. Настрой    на  активную творческую    работу   создаю уже с первой  минуты   урока вопросом:  «  Каким Вы  хотите, чтобы   был сегодняшний  урок?» И ребята отвечают: Весёлым, интересным; Чтоб  можно было поспорить; Чтоб самостоятельно работали; Чтоб  узнали новое;

«Чтоб можно было поспорить…» — таков  один из ответов на мой вопрос. И  такой  ответ меня очень радует!..

На  уроках русского языка и литературы я использую  технологию «ПАРИТЕТНЫЙ ДИАЛОГ-СОТРУДНИЧЕСТВО». Технология  предполагает совместную работу  преподавателя и учащихся. Каждый вовлекается  в процесс общения. Помогает в этом  форма работы«ПОЭТИЧЕСКИЙ ВОЯЖ».

Учащийся никогда не  овладеет своим родным  языком в совершенстве, никогда не станет его достойным  хозяином, способным выразить  любые мысли, чувства,переживания, и понять смысл речи, обращённой к нему, если лишить  его замечательных СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ.

Рифмы, ритм,  звукоподражание – это и есть своеобразная  словесная  «ИГРУШКА»

Я очень люблю стихи. Поэтому предложил а своим обучающимся поэтический вечер «ШКОЛЬНАЯ СКАЗКА».

Прием работы «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ВОЯЖ» — особый вид путешествия, происходящий по всем правилам ОРФОЭПИЧЕСКОГО ИСКУССТВА! Постановка нормативного ударения.

С ФИГУРАМИ РЕЧИ обучающиеся работают на уроках самостоятельно.

Хочу особо отметить,что обучающихся учат не только в колледже. Колледж – это часть ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, куда входят семья, общение со сверстниками вне НГК, газеты, радио,телевидение и многое другое. Систематически использую газетный материал на уроках русского языка. Составляю индивидуальные домашние задания по русскому языку по газетным статьям.

Индивидуальное домашнее задание рассчитано на особенности восприятия каждого обучающегося.

     Один из видов деятельности обучающихся на уроке назван мною «Лингвистический микроскоп».

Не менее важен для учащихся и грамматический вояж.

Присутствует на уроке и  фонетический вояж – звуковая оркестровка. Особое внимание уделяю взаимной проверке работ учащихся. Обдуманно подбираю пары. Проверка осуществляется непосредственно после выполнения упражнения, острота восприятия значительно выше, текст анализируется более продуктивно, разбор ошибок вызывает глубокое осмысление учебного материала. В процессе взаимного контроля интенсифицируются аналитико-синтетическая деятельность как тех, кто проверяет, так и тех, кого проверяют.

Взаимная проверка выступает в качестве дополнительного средства в осуществлении контроля, цель которого, с одной стороны, -повышение уровня самоконтроля, с другой, –воспитание высокой учебной работоспособности учащихся.

            При такой организации учебно-познавательной деятельности на занятиях возрастает интерес обучающихся  к родному языку, к русской словесности. Они чаще обращаются к орфографическим словарям, справочникам и литературным произведениям.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Категории