ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

22
Автор: Серова Наталья Васильевна, преподаватель ГБПОУ ШАТТ
Категория: Качество подготовки выпускников

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными материальными и энергетическими ресурсами  современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Автоматизация сегодня проникает во все сферы жизни современного общества,  на основе применения компьютеров и вычислительных сетей организуется любой процесс предприятия, организации.Направления деятельности, связанные с использованием и переработкой информации,стали неотъемлемой частью в автоматизированных системах проектирования,управления производством, технологическими процессами и др.

В связи с этим, важное значение приобретает и информатизация образования,органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения. Данные технологии направлены на раскрытие творческого потенциала личности обучающегося как равного партнера в обучении. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее тенденция информатизации сферы образования. Создаются электронные учебные пособия, разрабатываются и внедряются в учебный процесс тестирующие программы,  автоматизированные системы как очного, так и дистанционного обучения, организуются виртуальные университеты.[1]

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности.Использование ИКТ на занятиях теории и практики позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационной среде. Наиболее необходимым данное внедрение является при подготовке кадров социально-экономического профиля.Подтверждением тому служат все совершенствующиеся справочно-правовые системы(«Гарант» и др.) и специализированные программы («1С: Бухгалтерия», «Кадры» идр.),  изучаемые на дисциплинах:«Бухгалтерский учет и налогообложение», «Финансы, денежное обращение и кредит»,«Основы экономики», «Статистика» и др., а также при осуществлении внеурочной   деятельности.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогическую деятельность преподавателей является уже насущным, а не приоритетным направлением модернизации. Современное развитие технических средств обучения позволяет  преподавателю использовать информационные технологии для наглядного представления информации  (с помощью медиа аппаратуры и других устройств), это же дает возможность перейти к электронным пособиям,  энциклопедиям и другим источникам, хранящимся на образовательных серверах в Интернете.

Информация несет сведения о различных объектах и явлениях окружающего нас мира. Способности ориентироваться в ней и использовать ее становятся неотъемлемыми требованиями к новому конкурентоспособному специалисту, работающему в любой области.

Преподавание и изучение социально-экономических дисциплин предполагает использование в лекционных и практических занятиях полной и актуальной нормативно-правовой информации. Эта задача не так проста, как кажется. Законодательство ежедневно и интенсивно изменяется и дополняется. Это вполне естественный процесс, тем более, в рамках построения правового в России. Десятки органов на федеральном,региональном и муниципальном уровнях принимают  нормативно-правовые акты.В таком массиве правовых актов трудно ориентироваться даже специалисту, не говоря об обучающихся. 

Студенту для получения профессиональных навыков необходимо использовать в процессе обучения большой объем актуального нормативно-правового материала. Встает вопрос: как обеспечить применение в учебном процессе актуального законодательства  в максимально возможном для освоения объеме?Ответ на него есть.

Большое значение имеют интернет-ресурсы, например:

-сервер Министерства экономического развития и торговли  РФ —  www.economy.gov.ru;

-сервер Государственной федеральной службы статистики — www.gks.ru;

-сервер Министерства здравоохранения и социального развития РФ – www.mzsrrf.ru;

-сервер  Министерства финансов РФ – http:minfin.rinet.ru;

-серверы  Государственный внебюджетных фондов;

-серверы Банка России и коммерческих банков России;

-серверы бирж и промышленных предприятий;

-справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ» и др.

Информационно-правовая(справочно-правовая) система (далее – СПС) – это автоматизированный банк данных правовой информации, устанавливаемый на компьютер и способный с помощью специального программного комплекса выполнять различного рода поисковые функции(поиск актов по названию документа, дате принятия, виду нормативного акта и т.д.). Современные СПС обычно состоят из собственно программной оболочки и подключаемых к ней баз данных. На сегодняшний день в Нижегородской области наиболее популярными являются системы «Гарант» и «Консультант Плюс».

Справочная правовая система способна обеспечить учебный процесс полной и актуальной правовой информацией, поскольку предоставляет возможность использования и доступа к максимальному количеству нормативно-правовых актов, многократно облегчает и ускоряет поиск правовой информации.

Формы работы с правовыми системами могут быть разными, так же, как и формы занятий. В лекционных занятиях — это показ документов и их отдельных фрагментов из правовых систем с помощью проектора на большом экране. При этом используется как слуховое, так и визуальное восприятие информации студентами. Целесообразно применение такой же формы при ответах на теоретические вопросы студентами на практических (семинарских) занятиях, когда студент может разобрать и прокомментировать всей группе представленную на экране норму. Необходимо оснащение аудиторий, в которых проводятся практические(семинарские) занятия, компьютерами с возможностью доступа каждого студента к СПС. Это позволит значительно ускорить и повысить качество решения конкретных юридических казусов обучающимися, использующими актуальную и полную информацию в рамках соответствующих заданий преподавателя. Таким образом, для эффективного использования возможностей СПС на занятиях необходимо и хорошее техническое оснащение современными компьютерными системами.

Немаловажное значение в повышении качества знаний обучающихся с использованием в учебном процессе СПС играет и качество самой СПС. Здесь необходимо остановиться на тех требованиях, которым должна удовлетворять такая система. Речь идет о требованиях к содержанию правовой информации, а не требованиях к интерфейсу, системам поиска и т. д. Различными авторами предложено немало таких требований, принципов и т. д. Полагаю, что главными из них являются требования полноты, достоверности и актуальности.

Полнота системы означает включение в информационную базу нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней. Кроме того, желательно включение практики применения и толкования норм.

Достоверность означает соответствие правовой информации в СПС ее первоисточнику. Наличие субъективного «творческого подхода» к изложению текстов правовых документов неуместно. Желательно удостоверение каким-либо государственным органом (например, Минюстом) аутентичности текста нормативно-правового акта в СПС и его первоисточнике.

Актуальность означает, что в СПС должны содержаться действующие на момент их использования редакции нормативно-правовых документов.[2]

Необходимо еще раз заметить, что использование в преподавании и изучении социально-экономических дисциплин возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти –двигательной, эмоциональной, образной и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем воспроизводить приобретённые знания и умения. [3]

 Принято считать, что повышение уровня подготовки специалистов достигается, в основном, за счет внедрения новых технологий обучения, совершенствования материально-технической базы учебного заведения, информационной насыщенности, повышения квалификации педагога. Однако, все эти меры не обеспечат эффекта без должной заинтересованности студентов в знаниях. [4] Студент, как будущий специалист, должен быть уверен в том, что он изучает не скучный и монотонный язык инструкций, давно установленные нормы и правила, а востребованную, хорошо оплачиваемую, постоянно развивающуюся профессию, которая ждет новых, творчески мыслящих молодых людей.

Необходимо отметить, что стремительная компьютеризация учебного процесса заставляет обратить самое серьезное внимание на самого обучающегося. Часто студенты,привыкая к использованию СПС и автоматизированному поиску ответа на поставленный вопрос, уже не пытаются сами решить обозначенную проблему. Акцент на общении с компьютером существенно сокращает необходимость выражать свои личные идеи. Здесь,несомненно, без личного воздействия преподавателя не обойтись, контакт «живой»мысли с ее огромными эвристическими преимуществами необходим.

 Нельзя не указать также на очень важный аспект: требования СанПиН по количеству времени использования ПК на занятии.Повсеместное включение в образовательную программу применения информационных средств обучения недопустимо.

Подводя итог,необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ФГОС и вводимыми профессиональными стандартами выпускник должен быть готов к выполнению производственных задач, в т.ч. с применением информационных средств. Современная подготовка конкурентоспособных студентов делает акцент напрактико-ориентированный подход и не может осуществляться без обращения к справочно-правовым системам. Благодаря интегрированному поиску по различным запросам, гибкому русскоязычному интерфейсу пользователя, простоте и доступности в использовании, ежедневному обновлению баз данных, полноте и достоверности «Консультант Плюс» является очень популярной системой у студентов и преподавателей. Она позволяет повысить активность студентов на занятиях,увеличивает их интерес к предмету изучения, что в итоге обеспечивает существенный рост эффективности учебного процесса и качественного уровня образования. Обучение работе с СПС Консультант Плюс особенно важно, поскольку началось внедрение новых актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и ФГОС СПО по ТОП-50.

Список использованной литературы

[1] ЗайцеваЛ. А Статья: Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. 2017 г.

[2] Парфирьев Д.Н. Использование справочно-правовых систем как элемента информационно-коммуникационных технологий в преподавании и изучении юридических дисциплин, Казань, parfdn@bk.ru, 2016

[3] Данилина И.В. Применение различных компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин, ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж» 2014

[4] Лапшина ,  Е.В.   Инновационные  процессы   в бухгалтерском  образовании/ Е.В.Лапшина// Вестник университета (ГУУ), М.: 2009г. 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Категории