ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

69
Автор: Е.Г. Смирнова, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ НГК
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Хорошие книги никогда не оставляют

 человека таким, каков он был до знакомства с ними,

он становится лучше.

А. Моруа

Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения»,рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно«серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение,компьютеры и видеоигры, молодежь потеряла интерес к чтению.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОСООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил инормативов.

Читательский интерес – это направленный интерес, взаимодействие читателя и человеческого опыта, заключенного в книгах,и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.

Уметь читать в широком смысле этого слова– значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное», — говорил великий педагог К.Д. Ушинский.

Необходимо у студентов вызвать потребность в любовании, смаковании, восторге, изумлении, волнении в процессе чтения. Вот тогда и появится так называемый читательский интерес.

Работу по развитию читательского интереса у студентов можно представить в виде схемы:

  • уроки литературы, обществознания, истории, МХК;
  • внеклассные занятия;
  • совместная работа с библиотекой.

Разные виды работ над текстом на уроках способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.Например, инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах,чтение цепочкой по абзацу и т.д.

Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга.

Эффективному развитию читательского интереса студентов способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры: беседа, конкурс чтецов, реклама книги, литературная игра,литературная гостиная, библиотечный час, творческие встречи с писателями.

На протяжении нескольких лет в Нижегородском Губернском колледже проводятся литературные вечера. Каждый вечер имеет свою направленность. Перед участниками литературной гостиной «В подвале «Бродячей собаки» была поставлена задача — воссоздать атмосферу времени, о котором будет говориться. Участники литературной гостиной «Равноапостольные просветители славянства» рассказали о возникновении письменности на Руси, познакомили с первым русским алфавитом. Литературная гостиная «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом паспорта» затронула незабываемую тему Великой Отечественной войны, а творческий вечер «При солнышке тепло, при матери добро»помог воссоздать образ матери в русской литературе XIX и XX веков. Проведение таких творческих вечеров направлено на закрепление знаний, приобретенных на уроках литературы; расширение рамок школьной программы; формирование навыков публичного выступления,дисциплинирующего студентов, учащего не просто прочитывать текст, адекламировать, думая о присутствующих в зале.

Разнообразны и темы конкурса чтецов,которые проводятся ежегодно в колледже: «Венок Лермонтову» (к 200-летию М.Ю.Лермонтова), «Сыны Земли Русской», «Сыны Земли Нижегородской» (посвященному Нижегородскому ополчению 1612 года) и др.

Совместная работа с учреждениями культуры ведется на протяжении многих лет. Это Центральная городская библиотека им. В.И.Ленина и районная детская библиотека им. А. Пешкова. Интересны литературно-музыкальные композиции: «Не продаётся вдохновение…» (по творчествуА.С. Пушкина), «Земля и небо, а я человек!» (по творчеству М.Ю. Лермонтова),«Жизнь на краешке чужого гнезда» (И.С. Тургенев и П. Виардо)…

Большой интерес вызывают у студентов творческие встречи с нижегородскими писателями: А.В. Фигарёвым, Е.Н. Крюковой, М.Кулаковой, О. Рябовым.

Мы с ребятами часто посещаем академический театр драмы им. М.Горького и академический театр оперы и балета им. А.С.Пушкина. После просмотра спектакля часто слышу от студентов, что стоило смотреть постановку, чтобы лучше понять классическое произведение.

Система внеурочной деятельности помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, участники внеурочных мероприятий становятся более успешными в учебной деятельности,потому что чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи.

Стефан Цвейг писал: «Книга принадлежит к тем изобретениям, которые, как и колесо, никогда не уйдут из человеческой цивилизации».

Литература

  1. АскароваВ.Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007 г. – Вып. 7. – С. 90-94;
  2. ГолубеваЕ.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала XXIвека// Homolegens–Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006 г. – С. 208-218;
  3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова,1998 г.;
  4. Чтение.XXI век: коллективная монография/Науч.Ред. – сост. В.Я. Аскарова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 472 с.
  5. Статья«Как сделать урок интересным» // Специалист. 2010 г. — №3. – С.25;
  6. Статья«Проблема формирования читательских интересов студентов» // Среднее профессиональное образование. – 2008 г. – февраль. – №2 (прил.) – С. 138;
  7. Исследование отношения современной молодёжи к чтению // Молодёжный научный форум:Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам V студенческой международной научно-практической конференции – М.: «МЦНО». – 2013 г. — №5(5) / [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(5).pdf.
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Категории