ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ WEB-КВЕСТ «СТАНЬ ВОДИТЕЛЕМ АВТО»

38
Автор: А.Н.Романов, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Категория: Веб-технологии в педагогической деятельности

1.Краткая аннотация проекта

В сети Интернет можно отыскать большое количество примеров создания образовательных веб-квестов в разных предметных областях, в основном, направленных на изучение общеобразовательных дисциплин.

Изучив данный опыт применения коллегами технологии веб-квестов, автор решил использовать в своей профессиональной практике эту технологию.

Примером первоначального опыта по организации проектной деятельности выполнения самостоятельной работы обучающихся по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства при изучении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, МДК 05.01. Теоретическая подготовка водителей автомобиля категории «В» и «С» с применением технологии веб-квеста является первый, созданный Веб-квест (http://anromanov3.wixsite.com/auto-quest-uit)

2. Обоснование необходимости проекта

В «Федеральной целевой программе развития образования до 2020г.» в определены основные цели модернизации образования. Считаю, что в реалиях современного времени невозможно достигнуть повышения образовательных качеств и разностороннего развития личности будущих специалистов, обладающих  информационно-коммуникационными технологиями,без внедрения новых, инновационных подходов, как в рамках обучения, так и воспитания.

Инновационный подход в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов связан с изменение методики проведения занятий, активным внедрением новых информационно-коммуникационных технологий.

Технологии проектного и проблемного обучения призваны активизировать работу преподавателя с целью улучшения деятельности обучающихся, повысить внимание и творческий потенциал личности.

Информационные технологии позволяют расширить самостоятельную работу обучающихся, предоставляют возможность проверки заданий у всех обучающихся, расширить дифференцированный подход в развитии общих компетенций.

В рамках передовых педагогических технологий на ведущее место выходит совокупность как активных, так и интерактивных технологий и методов обучения с применением информационно-коммуникационных составляющих преподавания. Подобное решение по проведению занятий профессионального цикла можно считать инновационным.

Большую сложность для меня составляет оценивание общих компетенций при изучении разделов профессионального модуля по подготовке водителей автомобиля. Это происходит ввиду низкой мотивации обучающихся  как на аудиторных занятиях, так и во время их внеаудиторной деятельности.

Для повышения мотивации обучающихся автор решил применить одну из современных информационных технологий обучения — технологию веб-квестов.

В педагогике Веб-квест (webquest)  рассматривается как выполнение проблемного задания, в котором широко применяются всевозможные составляющие игровых ролей. Чтобы выполнить выбранные задания, обучающийся имеет возможность пользоваться приготовленным преподавателем информационным Интернет-контентом, в виде ссылок на Интернет-ресурсы.

Основная идея проекта

Самостоятельная работа обучающихся – это разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или в домашних условиях по выполнению различных заданий под методическим сопровождением преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными принципами организации самостоятельной работы обучающихся являются:

— принцип опоры на базовые знания и умения (наличие минимальных навыков работы с техническими средствами, умение рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;

— принцип опережающего обучения (активизация развития мыслительной деятельности, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи);

— принцип индивидуального обучения (дифференциация тем и заданий для самостоятельной работы);

— принцип интерактивности (обмен информацией между студентами, а также студентом и преподавателем);

— принцип обратной связи (своевременность обсуждения и корректировка проблемных вопросов);

Организация внеаудиторной самостоятельной работы при выполнении заданий веб-квеста включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий с конкретными способами их выполнения и критериями оценивания.

3. Цель и задачи проекта

Цель:овладение способами исследования, обмена и использования информации для получения новых знаний, и создания образа водителя автомобиля категории «С».

Задачи:

  • развивать мышление участников на стадии анализа,обобщения и оценки информации.
  • Внедрение новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающих  достижение  обучающимися высокого качества образования,формирование культурных, учебных, коммуникативных и других умений,компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой и бытовой сферах.

4. Структура проекта

Сетевой проект является одной из форм системно–деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и определяет новые формы организации образовательного процесса.

Как и большинство веб-квестов, данный квест  имеет определенный сценарий проведения.

Сетевой педагогический проект выполнен в виде сайта, который состоит из главной страницы проекта, страниц: задание, регистрация, порядок работы, роли, ресурсы, критерии оценки, готовые задания, заключение и обратная связь.

Первым этапом является подготовительный, в котором проходит разработка всего веб-квеста.

Следующий этап – мотивационный, который состоит из приветственного обращения: «Кто из мальчишек, да и девчонок в наши дни ни мечтает об автомобиле? Появление новой модели автомобиля не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Все чаще на дорогах страны, в том числе и нашего города, можно увидеть за рулем автомобиля не только мужчин, но и женщин. Поэтому при прохождении веб-квеста вы познакомитесь с качествами, которыми должен обладать будущий водитель. Вам осталось только определиться с ролью, которую вы хотели бы на себя «примерить», и отправиться в путь по страницам нашего увлекательного веб-квеста.

На третьем этапе осуществляется постановка темы и учебной задачи: «Уважаемые участники, приглашаем Вас принять участие в новом Интернет-проекте в форме веб-квеста: «Стань водителем АВТО».

Представьте, что Вам необходимо создать автотранспортное предприятие для перевозки грузов и пассажиров. Возникла ПРОБЛЕМА в подборе квалифицированного водительского персонала. Для решения этой проблемы вам по ходу прохождения веб-квеста необходимо выполнить несколько видов заданий. Эти задания Вам помогут выполнить веб-сервисы, которые предстоит изучить в ходе работы на проекте».

Четвертый этап проекта заключается в организации проектной деятельности обучающихся по технологии веб-квест. На этом этапе происходит более подробное знакомство со структурой сайта, со страницами, где объясняется порядок регистрации и работы, выбор ролей и подготовленных ресурсов для их выполнения, показаны критерии оценивания, даны рекомендации по размещению выполненных готовых заданий. Для связи с преподавателем предусмотрена специальная страница – Контактная информация, где размещены контактные данные преподавателя, автора веб-квеста.

Контрольно-оценочный этап предусматривает защиту обучающимися выполненных заданий веб-квеста по мере его прохождения.

На этапе рефлексии обучающимся, принимавшим участие в проекте, предлагается высказать свои впечатления от работы с веб-квестом, а также свои пожелания и советы организатору проекта. Для этого рекомендуется перейти на вкладку Онлайн доска и разместить на ней стикеры со своими сообщениями.

Заключительным этапом веб-квеста является подведение итогов, разбор трудностей, возникших при выполнении заданий, и оглашение результатов работы – оценок.

5. Ресурсное обеспечение проекта 

Материально-технические ресурсы: компьютеры или ноутбуки с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор.

Учебно-методические ресурсы:учебная и справочная литература, методические пособия, пошаговые руководства, мастер-классы.

Кадровые:

— заместитель директора по научно-методической работе;

— члены методического объединения;

— классный руководитель группы М – 331 (III курс);

— обучающиеся группы М – 331 (III курс) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Финансовые:

Статьи расходов по проекту Источник финансирования
Грамоты победителю и призерам Внебюджетные средства техникума.
Сувениры победителю Работодатели, социальные партнеры.
Сертификаты участникам проекта Внебюджетные средства техникума.

6. Возможные риски

Риски Пути предупреждения
Небольшое количество участников проекта Реклама сетевого проекта для обучающихся на сайте техникума и через социальные сети.
Низкая мотивация обучающихся к получению дополнительных знаний Стимулирование обучающихся (грамоты, сертификаты, сувениры)
Трудности при работе с сервисами Web 2.0 Подробные пошаговые инструкции и видеоуроки, размещенные на сайте проекта, дистанционные консультации для участников проекта.

7. Ожидаемые результаты и социальные эффекты проекта

  1. Способность обучающихся к рефлексии,стремление к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Создание системы взаимодействия преподавателя и обучающихся посредством Интернет-источников.
  3. Создание банка заданий в виде тестов, сканвордови кроссвордов по предложенным темам.
  4. Повышение эффективности и качества подготовки обучающихся.
  5. Овладение участников проекта работе с сервисами Web2.0.
  6. Участие обучающихся с творческими работами,полученными при выполнения проекта в мероприятиях различного уровня.
  7. Повышение профессиональной квалификации педагогов
  8. Привлечение внимания общественности к безопасности на дорогах.

8. Инструментарий для оценки ожидаемых результатов и эффектов проекта

Для оценки ожидаемых результатов были разработаны критерии оценивания каждого выполненного задания при выполнении проекта.

9. Перспективы дальнейшего развитияпроекта

  1. широкое обсуждение педагогической общественностью на методических объединениях, в Интернет сообществах преподавателей и мастеров производственного обучения, таких как: МОЙ УНИВЕРСИТЕТ;ПРОФОБРАЗОВАНИЕ;ПЕДСОВЕТ; Социальная сеть работников образования;ИНФОУРОК;УМК для преподавателейСПО и др.;
  2. применение преподавателями  и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций созданных проектных продуктов при организации и проведении аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ;
  3. увеличение охвата обучающихся с 25 человек до 100, овладевающих профессиями технического цикла;
  4. повышение информационно-коммуникационных компетенций обучающихся при выполнении заданий проекта;
  5. увеличение частоты посещаемости сайта и страницы техникума vk.com

10. Подходы, применяемые в реализации педагогического проекта

Подходы Целеполагание Целеосуществление Анализ и оценка результатов
1.Компетентностный подход Оказание помощи обучающемуся или группе обучающихся в овладении грамотными способами деятельности. Формирование компетентностей (коммуникативной, социальной, информационной) через практико ориентированное обучение и социальное взаимодействие в обучении.  
2.Проектный подход Умение ставить цели и видеть проблему, планировать и организовывать работу по их реализации, оценивать результаты относительно первоначального замысла, овладение современными возможностями, для осуществления работ на каждом этапе проектирования. Создание проекта на основе существующих этапов проектирования. Проблематизация, концептуализация, формулирование общего замысла проекта. Этап описания проекта.Защита проекта, его использование, оценка полученных результатов. Результатом может быть созданный проектный продукт,степень собственной удовлетворенности или неудовлетворенности результатами проекта, анализ собственной деятельности при создании проекта, общественное признание результатов реализации проекта.
3.Личностно-ориентированный подход Создание условий для полноценного проявления и развития творческих способностей обучающихся. Через создание личностно-ориентированных ситуаций (диалогичность, жизненная  практика, личная востребованность).  
4.Традиционный  подход Овладение обучающимися общими компетенциями. Отбор содержания проектного материала в соответствии с поставленными целями. Структурирование материала, методы активизации познавательной деятельности, корректировка и оценка  деятельности. Контроль – поэтапный, по мере реализации проекта.

Список используемой литературы

1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формированиикоммуникативной и социокультурной компетенции//Информационно-коммуникационныетехнологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международнойнаучно-практической конференции. М., 2004

3. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования.- 2002.- № 7

4. Казановская, О.А. Использование технологии Web-квестов на уроках литературы.//Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ 2012».

5. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования.- 2012. — №2. – С.147-155.

6. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева,М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272с.

7. Старикова Л.Д. Методика профессиональногообучения: организация самостоятельной работы студентов. Учебноепособие/Л.Д.Старикова. Л.П.Пачикова. Ю.С.Касьянова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та.2014. 162 стр.

8. Федеральная целевая программа развитияобразования до 2020 г.

9. Хуторской, А.В.Компетентностныйподход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.:Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

10. Хуторской,А.В.Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты /Хуторской,А.В.// Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. — №4. – С. 40-45.

Интернет-источники:

http://ru.wikihow.com/сделать-вебквест

https://itteachers.jimdo.com/создание-веб-квестов/

СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ WEB-КВЕСТ «СТАНЬ ВОДИТЕЛЕМ АВТО»

Категории