ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

13
Автор: Бахарева Алена Павловна, преподаватель права ГБПОУ ПАМТ им И.И. Лепсе
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Обеспечение страны высококвалифицированными кадрами требует от образовательных учреждений  активизации работы по правовому обучению и воспитанию. Низкая правовая культура, непонимание роли права, неумение применить правовую норму снижают социальную активность, профессиональные знания и умения любого специалиста.

Проблемы совершенствованияпрофессиональной, научно-теоретической и практической подготовки студентов являются одними из важнейших вопросов в системе образования в настоящее время.  Актуальность всесторонней подготовки современного специалиста определяется возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности и деятельности специалиста, что создает потребность в адекватной политике развития образования. В этом контексте необходимы переосмысление содержания образования и воспитания специалиста, разработка и последовательная реализация гуманистической концепции преподавания.

В профессиональной подготовке студентов становится все более очевидным, что расширение сферы деятельности будущих специалистов требует адекватного изменения образовательного процесса с тем,чтобы каждый выпускник неюридической направленности имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры, в первую очередь, те из них, которые способствовали бы эффективной коммуникации специалиста с различными публичными институтами — с государством, в первую очередь. Параллельно с этим необходимо проведение специального обучения, направленного на формирование ценностных установок в отношении права как феномена, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности специалиста.

Система правового обучения и воспитания студентов в неюридических учебных заведениях имеет целью формирование нравственной и правового сознания молодых людей, вооружение их знаниями современного российского законодательства, необходимыми для практической профессиональной деятельности,для использования правовых знаний в личной жизни. Достижение этой цели осуществляется через изучение дисциплин «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Основы права», а также  проведения внеаудиторной воспитательной работы.

На процесс формирования правового сознания подрастающего поколения решающее влияние оказывают следующие социальные факторы:
а) непосредственные условия жизни и работы;
б) организованная система обучения и воспитания;
в) средства массовой информации;
г) государственная молодежная политика.

В последнее время возрастает интерес к проблемам правового воспитания, преподаванию правовых дисциплин в учебных заведениях системы профессионального образования, проводятся различные социологические исследования по вопросам правового воспитания, правового сознания, правовой культуры.

Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у обучающихся и молодежи:

  1. формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
  2. повышение (укрепление) авторитета закона как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
  3. формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
  4. формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
  5. создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
  6. укрепление понимания того, что ответственность за содеянное — неотвратима.

Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:

  • воспитание правовой активности граждан;
  • распространение правовой информации;
  • формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов;
  • приобретение правовых знаний, убеждений;
  • воспитание уважения к закону;
  • привитие навыков законопослушного поведения.

Основные формы воспитания:

  1.  Обучение  – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции в рамках проведения учебных занятий. Обучающиеся знакомятся с понятием правомерного и противоправного поведения, ответственности,наказаний  за совершенные проступки и преступления, а также изучают отдельные отрасли права (уголовное, гражданское,трудовое, семейное, конституционное) и нормативно-правовые акты  различного уровня.
  2.  Пропаганда  – с помощью СМИ (телевидения, радио,электронных средств информации, периодических печатных изданий)  обучающимся прививаются уважительное отношение к закону, неукоснительность его соблюдения, а также выгодность правомерного поведения.
  3.  Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для обучающихся  учебных заведений с профильным юридическим уклоном (посещение заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречи с адвокатами, прокурорами, другими специалистами данной направленности).
  4.  Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для тех, кто уже в раннем возрасте имеет проблемы с законом. Эта форма работы является одной из важнейших,  так как необходимо  найти особый подход,своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить «трудных подростков»  на путь законопослушного образа жизни и правомерности его поведения в дальнейшем.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс право творчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества через процессы право творчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачам и государства  в процессе формирования правовой культуры.

Список использованной литературы:

  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦИНФРА-М, 2013 — 640с.
  2. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М,2015. — 559 с.
  3. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права:Учебное пособие / Р.В. Шагиева. — М.: Норма, 2015. — 214 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Категории