![](http://v4.profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/images/eye.png)
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка
ВЫПУСК 4
Цифровые возможности и ресурсы в образовании
Система образования Российской Федерации стоит на пороге значительных и значимых реформ. В соответствии с майскими указами президента Российской Федерации к 2024 году необходимо, во-первых, обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, во-вторых, не забывать о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций[1]. Необходимость модернизации системы образования обусловлена нуждами общества, связанными с подготовкой компетентных кадров, способных быть эффективными в условиях цифровой экономики. Сегодня востребованным становится специалист практик,умеющий самостоятельно ставить и решать поставленные задачи, обладающий практическими компетенциями, способный к творчеству, самообразованию,саморазвитию и самосовершенствованию.
В этих условиях в новой образовательной парадигме повышается роль гуманитарных дисциплин. В частности, изучение дисциплин «Русский язык» и «Литература» в рамках освоения программы подготовки специалистов среднего звена предполагает овладение всеми видами речевой деятельности,способностью выявлять в тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; формирование умения работать в команде; воспитание личности в соответствии с идеалами гуманистического общества. Таким образом,перед преподавателем русского языка и литературы возникает сложная задача.Необходимо не только сформировать компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности будущего выпускника, но и пробудить интерес к преподаваемым дисциплинам, сформировать гуманистическое мировоззрение,являющееся неотъемлемой частью личности в цифровом мире, личности, имеющей устойчивые нравственные ориентиры.
Эффективность гуманитарного образования в средней профессиональной школе обусловливают инновационные подходы: проектно-целевой, компетентностный,системно-деятельностный, интегративный.
Интеграция призвана формировать у обучающихся гибкие, мобильные, многофункциональные знания, с помощью которых выпускник-специалист на достаточно высоком уровне сможет решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся задачи. Компетентность, быстрая обучаемость и мобильность молодого специалиста – это и есть главные качества выпускника в парадигме среднего профессионального образования.
Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. Она позволяет студентам участвовать в создании конкретного результата и научиться работать в условиях ограниченного времени, под руководством реального заказчика, презентовать проект, работать в команде.
Таким образом, объединение двух подходов,проектного и интегративного, в преподавании русского языка и литературы представляет интерес и обладает большим потенциалом. В образовательном пространстве ГБПОУ«Нижегородский Губернский колледж» такая деятельность осуществляется в нескольких направлениях.
Во-первых, это проведение интегрированных занятий «русский язык + литература», «литература + МХК», «литература +иностранный язык», «русский язык и культура речи + информатика». Подобные занятия вызывают у студентов немалый интерес, но вместе с тем и некоторое замешательство. Такие занятия рушат привычное представление о сущности обучения, поскольку предполагают решение нескольких задач одновременно.Например, деловая игра «Редакция» ставит студентов перед необходимостью осуществить стилистическую правку текстов, сделать верстку и презентовать номер интернет-журнала, и все это в условиях ограниченного времени. Подобный опыт готовит будущих выпускников к слаженной командной работе, учит их правильно организовывать свой рабочий день и быть внимательными к формулировке и речевому оформлению выработанных идей, повышает уровень компьютерной грамотности.
Второе направление работы – организация интегрированных внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся. Например, конкурс поэтических переводов «PoeticFantasy», в рамках которого студенты переводят одно стихотворение. По итогам конкурса выходит сборник лучших работ. Для перевода выбирается небольшое малоизвестное поэтическое произведение на английском языке. Студенты с большим энтузиазмом не только переводят, но и презентуют свои работы, дополняя их музыкальным и видео сопровождением.В процессе подготовки, проведения и оформления конкурса развиваются навыки публичного выступления, формируется толерантность, рефлективность, умение выслушать и поддержать собеседника.
В-третьих, это организация проектной деятельности студентов. Создание проекта по дисциплинам «Русский язык» и«Литература» предполагает разработку конкретного продукта, направленного на повышение грамотности с использованием цифровых технологий. Например, проект«Поможет ли компьютер стать грамотным?» помогает студентам разрешить проблемный вопрос, способен ли компьютер осуществлять качественную проверку правописания,учитывая все нюансы русского языка. В результате выявляются сложные случаи написания слов и определения их значения, создается система упражнений,направленных на развитие умения анализировать смысл высказывания, таким образом формируется национальная идентичность.
Еще одно направление –развитие навыков осмысленного чтения на уроках литературы, связанное с трактовкой значения слов,когда обучающийся имеет возможность сделать предположение о значении некоторых слов и проверить их, используя гиперссылки, позволяющие не только изучить определения,но и увидеть предметы, которые им соответствуют. Без понимания смысла отдельных слов невозможно и понимание текста в целом, поэтому такой прием не только помогает расширить кругозор студентов, но и является первой ступенью к овладению навыком определения ключевых слов и понятий с тексте, его темы и идеи, повышает интерес к изучению классической литературы.
Литература: