ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

62
Автор: Ларина Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ НГК
Категория: Веб-технологии в педагогической деятельности

Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей.

В современном мире информационные технологии пронзили все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет технологий и дистанционного обучения не является сейчас чем-то новым. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок,именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определило место дистанционному обучению.

Дистанционное обучение –это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Проблемы, связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей [1, 2, 3].В«Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дается следующее определение дистанционного обучения: дистанционное обучение — это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий,обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,компьютерная связь и т.д.)

Однако,при всем при этом, дистанционное обучение не является базовым, оно носит лишь дополнительный характер.

Ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы ДО, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства.По данным Росгосстата, в 2017 году более 50% потенциальных студентов предпочли заочную форму обучения, прием студентов за последние 5 лет возрос на 7.5%, при этом количество обучающихся очно сократилось на 6.8%. Эксперименты подтвердили,что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при ДО зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.

Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций. Исследования по растущей популярности дистанционного образования выделяют четыре причины: для обучения не нужно покидать дом, семью, родных, друзей, работу, а также нести связанные с этим денежные расходы на дорогу, проживание. Абитуриент неограничен в выборе образовательного учреждения; эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для такой масштабной страны, как Россия; имеет место ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что обучающимся предоставляется выбор в последовательности изучения предметов, гибкий темп обучения, прямое общение с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого студента; предоставляет возможность использовать в процессе обучения современные технологии, то есть параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе; ДО характеризуется высокой мобильностью. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное. Е.В. Кудрина [3] выделяет следующие особенности,присущие дистанционному образованию, которые можно рассматривать как несомненные плюсы данной технологии.

Гибкость.

Модульность.

Параллельность.

Дистационность.

Массовость.

Рентабельность.

Социальность.

Интернациональность.

В связи с активным внедрением в современных исследовательских лабораториях оборудования с возможностью подключения к компьютеру, автоматизации процессов расчета или изучения объектов имеется необходимость в разработке помимо теоретических курсов еще и создания симуляторов по работе с различными программными продуктами, которые позволят сократить время на инструктаж и увеличить его для практической работы.

К сожалению, в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных специалистов для разработки качественных курсов для ДО, обладающих креативным мышлением,чувством вкуса и умеющих грамотно выстроить учебный процесс.

На наш взгляд, система дистанционного образования — это хороший, актуальный и высоко эффективный инструмент в руках опытного преподавателя. Но данный метод обучения разумнее использовать как дополнительный, особенно на направлениях подготовки, требующих практических навыков работы.

Список использованной литературы:

1.Матвиюк В.М. Анализ применения информационно — коммуникационных технологий в жизни общества и человека//В сборнике: Социально — гуманитарные и психологические науки: теоретико — методологические и прикладные аспекты. Материалы Всероссийской научно — практической конференции. 2015. С. 84

2.СердюкИ.И. Проблемы повышения качества профессионального образования. // Научно — методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 40

3. КудринаЕ.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. с. 57-58

ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Категории