ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

161
Автор: Л.А.Камаева, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ НГК
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека способно использовать техники чтения для извлечения информации из реального текста для его понимания, сжатия, трансформации.

А.А.Леонтьев.

         Почему сегодня в системе образования так много внимания уделяется проблеме чтения, и особенно проблеме утраты интереса к чтению? Дело в том, что ещё совсем недавно престиж чтения  и ценность книги в нашем государстве были неоспоримы, а о России принято было говорить как о «самой читающей стране мира». На сегодняшний день ситуация очень сильно изменилась: в современном мире на российскую молодёжь огромное влияние оказывают телевидение и интернет,поэтому на чтение у них, как правило, не остаётся ни сил, ни времени.Следовательно, одной из важнейших задач, решению которой сегодня преподаватель-словесник должен уделять особое внимание, становится формирование читательского интереса обучающихся.  Необходимо помочь молодым людям погрузиться в неповторимый, увлекательный мир книг.

         Еще одной характерной особенностью современных условий жизни является так называемый «информационный взрыв».Благодаря стремительному развитию компьютерной техники, объём получаемой информации сегодня в несколько десятков раз превышает тот объём, который был доступен человеку 10-15 лет назад.  И тогда возникает новая проблема в системе образования: обучающийся при достаточно низком уровне читательской культуры должен не потеряться в стремительном потоке информации.  В связи с этим первостепенной задачей преподавания литературы сегодня становится формирование функционально грамотной личности, которая будет способна не только приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям жизни, но и активно влиять на современную действительность, изменять её к лучшему. В современном мире на первый план выходят такие качества личности молодых людей, как активность,социальная ответственность, высокий уровень развития интеллекта, способность нестандартно мыслить, профессиональная грамотность.

         Один из основных навыков функциональной грамотности –   читательская грамотность. Осознанное чтение текста становится основой не только успешного изучения русского языка и литературы, но и залогом успеха в любой предметной области и профессиональной деятельности.  «Именно чтение является важнейшей деятельностью, реализуя которую человек приобщается к нравственному,эмоциональному, эстетическому опыту и на основании полученных знаний формирует свой собственный внутренний мир. Чтение формирует универсальную, специфически человеческую отзывчивость, лежащую в основе развития личности»[1].Поэтому можно сказать, что функциональное чтение – это умение использовать в своей учебной и профессиональной деятельности различные виды чтения: изучающее,просмотровое, ознакомительное, комментированное, умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой, а также умение интерпретировать, анализировать и преобразовывать текст и полученную из него информацию.

         Возникает вопрос: как же преподаватель-словесник должен преодолеть противоречие между снижением уровня читательского интереса и необходимостью вызывать и поддерживать этот интерес,между формальным прочтением текста или обращением к краткому содержанию текста и  формированием осмысленного навыка чтения? Как организовать обучение функциональному чтению на уроках литературы?

         В первую очередь  необходимо изменить систему построения уроков,а также пересмотреть позицию преподавателя в этой системе. Центральное место на уроке должны занять интерактивные методы обучения, а учителю необходимо из транслятора информации превратиться в помощника и наставника. Постоянный диалог во время урока позволит ученикам выражать своё понимание темы, будет содействовать аргументированному высказыванию мнения, поможет осознать, что у других людей может быть другое видение этого же вопроса, поможет понять педагогу, на какой ступени развития находится обучающийся. Непрерывное обращение к диалогу между разнообразными системами представлений о мире, в котором учащийся получит возможность сравнить себя с одноклассниками,литературными героями, писателями, позволит ему выстроить индивидуальную  шкалу ценностей, определить своё место в жизни. Так, например, при составлении сравнительной характеристики героев романа И.А.Гончарова Обломова и Штольца ребятам можно предложить такое задание: после сопоставления системы ценностей героев-антиподов написать свой перечень приоритетов в жизни, проанализировать листочки и продолжить разговор об «Обломовых и Штольцах» нашего времени. Этот приём позволит актуализировать содержание романа и сделает его изучение более интересным для учеников. Обсуждение проблемы семейного счастья героев романа может послужить поводом для разговора о современных семейных ценностях.

Умение работать с вопросами – задавать вопросы и отвечать на них – также является важным условием развития навыков функционального чтения на уроках литературы. В настоящее время большую популярность приобретает классификация типов вопросов по Б.Блуму.  Можно составить «ромашку вопросов» из шести лепестков, на каждом из которых записывается определённый тип вопроса.

1. Простой вопрос — вопрос, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: Когда начинается действие романа «Отцы и дети? Как произойдёт встреча главных героев романа?

2. Уточняющий вопрос. Обычно начинается со слов: Если я правильно поняла, то Евгений Базаров утверждает, что «природа – это мастерская? Часто этот вопрос задают, чтобы получить  информацию, которая подразумевается, но в ответе отсутствует.

3. Интерпретационный вопрос. Чаще всего начинается  со слова «почему?». Почему не состоялась дружба Е.Базарова и А.Кирсанова? Почему Е.Базаров принимает участие в дуэли с П.П.Кирсановым?

4. Творческий  вопрос. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы»: Как сложилась бы судьба Е.Базарова, если бы он не умер от заражения крови?

5. Оценочный вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Как вы относитесь к поступкам главного героя во время его пребывания в доме родителей?

6. Практический вопрос. Данный тип вопроса направленна установление взаимосвязи между теорией и практикой: Где вы в обычной жизни можете встретиться с таким человеком, как Базаров? Как бы вы поступили на месте А.С.Одинцовой?

Подобная система вопросов позволяет организовать групповую работу и выдать каждому участнику группы индивидуальное задание.

Ещё одним методом обучения функциональному чтению является технология чтения «инсерт», заключающаяся в умении критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной во время работы с текстом. Работая с текстом, необходимо помечать на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

V – «эта информация мне уже известна»;

+ – «это новые факты для меня»;

— – «у меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? – «в этом материале есть что-то непонятное для меня». Этот метод может применяться на любом этапе изучения художественного произведения, а также биографии писателя.

При изучении темы: «Философия любви в рассказах И.А.Бунина «Чистый понедельник»,«Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» или «Темы «футлярной жизни» в рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» можно применить метод«фишбоун»( «рыбная кость»). Это графическая техника представления информации, разработанная японским учёным К. Ишикавой, которая позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления: выделение проблемы,объяснение её причин, доказательства из текста, формулировка вывода.  Схема составляется в виде скелета рыбы, где голова – проблема, верхние рёбра – причины, нижние рёбра – аргументы, хвост –выводы.  Преимущество метода состоит в том, что ребята учатся работать в группе, развивают мышление, умение находить причинно-следственные связи, распределять факты по их значимости.

         Подводя итоги, можно сказать, что педагог-словесник должен  задействовать различные методы и технологии, направленные на  обучения функциональному чтению на уроках литературы. Сегодня необходимо воспитать всесторонне развитую личность, способную находить нужную информацию, извлекать её из контекста и использовать при решении конкретных практических и профессиональных задач.

Список литературы.

1.Аскарова В.Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007 г. – Вып. 7. – С. 90-94.

2.Трапицына О.Г. Круг чтения московского школьника и проблемы развития литературно-художественных предпочтений учащимися // Творческое чтение в системе литературного образования (художественно-эстетическое образование в профильной школе на принципах педагогики искусства).— М.: ИХО РАО, 2009.

3.Чтение. XXI век: коллективная монография/Науч. Ред. – сост. В.Я. Аскарова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 472 с.

4.Статья «Как сделать урок интересным» // Специалист. 2010 г. — №3. – С.25;

5.Статья «Проблема формирования читательских интересов студентов» // Среднее профессиональное образование. – 2008 г. – февраль. – №2 (прил.) – С. 138;

6.Исследование отношения современной молодёжи к чтению // Молодёжный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам V студенческой международной научно-практической конференции – М.: «МЦНО».


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Категории