ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

20
Автор: Киселева Марина Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»
Категория: Гуманитарные науки

На современном этапе развития общества для выполнения государственного заказа система образования должна динамично развиваться и перестраиваться в соответствии с требованиями времени.

С одной стороны, преподавателям следует непрерывно увеличивать свои педагогические возможности и обновлять ресурсы для осуществления системно-деятельностного подхода.

Но с другой, необходимо учитывать базовые,традиционные педагогические подходы и методы, необходимые для прочного фундамента профессионального образования.

Разумное сочетание новаторства и традиций в педагогической практике – вот что позволит студентам оптимально овладеть необходимыми в их будущей деятельности навыками и компетенциями.

Естественно, в эпоху всеобщей информатизации система профессионального образования попросту не в праве игнорировать широкие перспективы, предлагаемые цифровыми ресурсами.

В данной статье более подробно я остановлюсь на применении информационно-коммуникационных возможностей в урочной и внеурочной деятельности студентов при изучении дисциплины «Литература».

К сожалению, с каждым годом качество знаний выпускников 9-х классов школ падает. Подростки мало и крайне неохотно читают художественную литературу, от чего в значительной мере страдает их и устная, и письменная речь. Неспособность некоторых студентов связно излагать свои мысли становится всё более актуальной проблемой.

К тому же находятся ребята, которые прямо заявляют о ненужности литературы для их будущей профессиональной деятельности.Мне как преподавателю вступать с ними в споры, приводя массу аргументов,абсолютно нецелесообразно, поскольку юношеский максимализм не даёт им возможности услышать ещё чью-то точку зрения, кроме собственной.

И тогда моя задача как педагога – доказать необходимость и важность литературы уже не словом, а делом. То есть увлечь,раскрыть перед ними удивительный художественный мир, продемонстрировать его богатство и разнообразие, чтобы подростки сами изменили свои взгляды, а не я переубеждала их «из-под палки».

Неоценимую помощь мне в этом оказывают цифровые возможности и ресурсы. Как же это работает на практике и что использую именно я в своей профессиональной деятельности?

Во-первых, широкие возможности реализации различных по целям занятий представляет интерактивная доска. Её использованиена уроках позволяет разнообразить способы подачи материала и формы работы обучающихся. Среди любимых моих функций – «шторка», «затенение», «подсветка»,«лупа», «выделение цветом», возможность перевода рукописного текста в печатный шрифт, вставка записи в документ, сохранение нового документа и так далее. Для студентов работа с интерактивной доской интересна и часто не предсказуема в плане нелинейности, неочевидности результата. Смарт-доски вносят в занятие игровой момент, который, я считаю, важен и необходим в любом возрасте:15-16-летние подростки с удовольствием включаются в подобные занятия, потому что они не рутинны. А для преподавателя использование цифровых возможностей такой доски значительно экономит время на занятии, что позволяет увеличить объём учебного материала.

Во-вторых, стараюсь активно использовать на занятиях мультимедийные презентации, выполненные в программе «PowerPoint». Причём применяю их при изучении совершенно различных по типу тем: будь то вводный урок по биографии и творчеству писателя/поэта или проблемное занятие при обсуждении текста,повторительно-обобщающее занятие или даже контрольный урок. Да, очень много написано уже о мультимедийных презентациях, но я считаю, что их актуальность и востребованность при этом ничуть не умаляется.

Что же дают презентации? В первую очередь,наглядность, расширение визуального ряда, разнообразие при подаче учебного материала. При этом готовить их могу как я, так и студенты в качестве домашнего задания. Выступление с сообщением, сопровождаемое презентацией, более яркое и вызывает дополнительное внимание одногруппников. К тому же при подготовке презентации студенты знакомятся с дополнительным материалом, учатся отбирать и упорядочивать необходимое. Подготовка презентации может быть выполнена индивидуально, в парах или малыми группами в зависимости от педагогических задач. Конечно, это не должно быть ежедневным и постоянным, но привычным и понятным – да!

В третьих, на занятиях постоянно работаю с видеофрагментами и аудиофайлами. Видеофрагменты помогают при актуализациизнаний («Узнайте, кто перед вами?» или «Кто вы, мистер Х?») или при постановке проблемного вопроса («Выдерживает ли Базаров испытание любовью?»), также зачастую они необходимы в ходе управляемой дискуссии («Самоубийство Катерины Кабановой: проявление слабости или силы?») или на этапе рефлексии (романсы на стихи поэтов).

Таким образом, хочу сказать, что они могут быть использованы на различных этапах занятия, и лишь сам преподаватель определяет целесообразность их применения, учитывая педагогические цели.

Аудиофайлы (актёрское исполнение произведений или их отрывков, песни на наиболее известные стихотворения поэта)также могут использоваться на разных этапах. Я применяю их чаще при актуализации знаний («Попытайтесь узнать поэта по его произведению») или на этапе рефлексии перед формулировкой основных выводов.

Видеофайлы могут создаваться и собственными силами студентов. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание» ребята получили задание создать буктрейлеры к произведению (рекламные ролики, призванные заинтересовать потенциальных читателей). Также создавались видеоролики к стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» под девизом сохранения чистоты родного языка. В обоих случаях студенты справились с заданиями блестяще, были довольны своими работами и получили массу положительных эмоций!

Таким образом, хочу отметить, что использование цифровых возможностей и ресурсов в образовании – это уже непросто интересное, разнообразящее систему преподавания новшество, а необходимость, обусловленная временем. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях по литературе позволило мне достичь следующих положительных результатов: активизация познавательной деятельности обучающихся,расширение их кругозора и, как следствие, повышение качества знаний по предмету в среднем на 17 – 23% в зависимости от учебной группы, о чём свидетельствуют результаты выходного контроля (дифференцированный зачёт/экзамен).

На занятиях с использованием цифровых возможностей студенты — уже не пассивные слушатели, а активные участники процесса обучения. Благодаря чему и становится возможным планомерное и последовательное применение системно-деятельностного подхода. То есть ребята в полной мере овладевают навыками и компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит, на выпуске мы,непременно, получим конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста.

Литература:

1. Гараева С. В. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения/ С. В. Гараева, А. А. Васильева // Научный диалог. — 2016 — № 2 (50).

2. Кравцова А.Ю.Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003.

3. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007

4. Родионова С. Е. Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления «Филология») / С. Е. Родионова, Т. В. Григорьева // Вестник Башкирского университета. — 2012 — № 3 (I).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

Категории