Категория: Качество подготовки выпускников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ В РАБОТЕ „УЧЕБНОЙ ФИРМЫ“
В статье обобщается опыт работы преподавателей по реализации инновационного практико-ориентированного подхода, основанного на моделировании процессов деятельности предприятия и использовании цифровых возможностей и ресурсов в подготовке конкурентоспособного специалиста в области формирования предпринимательской и деловой активности.
Ключевые слова: проблемы образования, инновации, учебная фирма,преимущества образовательной технологии, применение ЦОР.
Для любого государства подготовка, поддержка молодежи и последующее рациональное использование ее интеллектуального потенциала является важной задачей: от этого зависит дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие страны. У выпускников СПО должна бытьс формирована социально-экономическая компетенция (экономическое мышление,способность оценивать собственные экономические действия и др.). Сформировав у молодежи стремление активно заниматься предпринимательством, желание брать на себя ответственность за принятые решения и соответствующие им риски, создав экономические условия и гарантии для успешного функционирования малого и среднего бизнеса, государство тем самым сможет обеспечить социальную стабильность и экономический рост.
Реализовать эти задачи в рамках традиционного образовательного пространства и традиционными требованиями очень сложно[1]. (1, с. 99).
Реализации этих задач способствует образовательная технология «Учебная фирма»,которая была разработана и внедрена в учебный процесс в нашем образовательном учреждении в связи с реализацией в Нижегородской области Международного проекта Еврокомиссии TEMPUSTACISна основании приказа Министерства образования Нижегородской области от 14.05.08№431. «Об организации экспериментальной деятельности по разработке и апробации в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Нижегородской области учебного экономического курса «Воспитание предпринимательской активности».
Курс направлен на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях путем использования инновационной образовательной технологии Учебная фирма в рамках дополнительного образования.
Учебная фирма создается как модель реального предприятия в соответствии с образовательными целями по развитию предпринимательской активности студентов.Она может функционировать как в условиях национального, так и международного рынка учебных фирм. При этом реально осуществляются основные бизнес-процессы в офисе предприятия в строгом соответствии с действующими в реальном бизнесе требованиями (рыночная экономика, нормативная база). Существенно то, что осуществляемый между учебными фирмами денежный и товарный потоки – виртуальные.
Учебная фирма дает возможность изучить экономические взаимосвязи на основе моделирования процессов деятельности предприятия. Она позволяет теорию бизнеса изучить через практику, при этом деятельность учебной фирмы интегрируется с образовательным процессом. Учебная фирма позволяет экономические знания трансформировать в экономическое поведение.
В учебной фирме студенты осуществляют основные виды деятельности предприятия, начиная от подготовки всех необходимых документов при регистрации бизнеса, оформления документов купли – продаже товаров до определения финансовых результатов и отчисления налогов. Студенты проводят телефонные переговоры, ведут деловую переписку, оформляют заявки,финансовые документы, совершают сделки с другими учебными фирмами. Вся деятельность производится с учётом существующего законодательства и правовых норм, но при этом учебная фирма не продает реальные товары и не располагает реальными деньгами.
Для организации деятельности Учебной фирмы был разработан учебно-методический комплекс, в который вошли:
- рабочая программа «Учебная фирма» (воспитаниепредпринимательской активности обучающихся)
- календарно-тематический план
- пакет необходимых формуляров документов
- пошаговые алгоритмы видов деятельности обучающихся
- дидактический материал:
- функции отделов
- должностные инструкции
- схемы документооборота в фирме
Для обеспечения работы учебной фирмы в нашем колледже создан ресурсный центр, представляющий собой офис с рабочими местами, оборудованными необходимой оргтехникой: компьютеры с доступом в интернет, принтер,факс, телефоны,круглый стол для совещаний, шкафы для документов, небольшие приборы: резальная машина, дырокол, степлери др.
Работая в учебной фирме в роли сотрудников, студенты приобретают навыки предпринимательства, менеджмента, бухгалтерского учета, делопроизводства, маркетинга, учатся работать в команде, овладевают навыками коммуникации, которые необходимы работникам всех структурных подразделений.
Основным преимуществом использования технологии Учебная фирма является переход от традиционных форм обучения к инновационным.
Работа в Учебной фирме основана на применении цифровых образовательных ресурсов, которые дают возможность повысить качество проведения занятий, активизировать деятельность студентов и разнообразить формы общения всех участников.
Студенты-сотрудники учебной фирмы ведут электронный документооборот, используют: электронную почту для взаимодействия с внешними организациями (коммерческими банками, ФНС, Пенсионным фондом,Росстатом и др.); официальные сайты, системы (КонсультантПлюс, Гарант, 1СБухгалтерия, и др.), а также электронные учебные материалы, разработанные преподавателями.
По результатам работы Учебной фирмы студенты представляют отчеты в форме презентаций, видеороликов.
Использование цифровых ресурсов помогает студентам:
— повысить интерес к исследовательской и творческой работе;
— оперативно получать необходимую информацию и систематизировать ее;
— формировать и закреплять навыки использования ИТ в профессиональной деятельности.
Библиографический список:
- Закон Об образовании
- Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма». Пособие для преподавателей/ Под редакцией Завгородней А.В., Борисовой Г.В., Архангельской С.В. — СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004. — 224с.
- Концепция модернизации российского образования на период 2013-2020 г. 261 с. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/