ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ГБПОУ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

505
Автор: Надежда Валентиновна Кедяркина, Ольга Владимировна Ветренко, Марина Николаевна Матюшонок, ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», г. Нижний Новгород
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Образовательный кластер – система обучения, взаимообучения в инновационной цепочке образование – технологии – производство, основанная на горизонтальных связях внутри цепочки и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации [6,с.123]. Это единая система непрерывного образования от школы до производства [2], а также «соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ» [3,с. 92].

Всестороннее партнерство — это одно из основных направлений образовательной политики государства [1].

На протяжении многих лет ГБПОУ НГК — (далее — Колледж) является базой для построения инновационной модели партнерских взаимоотношений между образовательными учреждениями и работодателями по подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Участники данного взаимодействия совместно решают актуальные вопросы структуры и качества профессионального образования, востребованности будущих специалистов СПО в соответствии с требованиями регионального рынка труда, актуализации содержания и усиления практической направленности инновационных образовательных программ учреждений профессионального образования, а также вопросы непрерывного образования [5 с.102]. Колледж осуществляет подготовку специалистов по следующим укрупненным группам специальностей: педагогика и образование, культура и искусство, информатика и вычислительная техника, экономика, право и социальное обеспечение. На примере педагогического образования, как одного из многолетних направлений работы колледжа,

представлена модель интеграции внутренних (внутриколледжных) и внешних связей с социальными партнерами (рис.1).

Рис.1 Модель образовательного кластера ГБПОУ НГК

В основу данной модели были заложены основные направления деятельности колледжа: — совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта, способных активно разрабатывать, внедрять и использовать современные технические и программные средства ИКТ в образовательном процессе, — разработка, корректировка и внедрение в образовательный процесс современных программных продуктов образовательной организации, — составление «Дорожной карты» мероприятий по реализации и совершенствованию модели образовательного кластера, — ежегодный мониторинг рынка труда и востребованности педагогических кадров.

Особенностью процесса профессиональной подготовки студентов колледжа на педагогических специальностях является формирование понимания ценности, значимости будущей профессии. Такое понимание складывает из положительных установок, мотивов, педагогических способностей, содействующих становлению профессиональных компетенций.

Для этого образовательная среда колледжа располагает разнообразными условиями, способствующими формированию личности будущего педагога, его профессиональному росту.

В частности, более 5 лет в колледже активно работает ресурсный центр «Педагог будущего». Основными направлениями деятельности ресурсного центра являются:

Мониторинг состояния системы образования.

В связи с потребностью в подготовке специалистов в области специального дошкольного образования и работы с детьми ОВЗ, а также потребностью в высококвалифицированных специалистах начального образования открыты дополнительно лаборатории на базе РЦ 1. — Инклюзивных технологий дошкольного образования и 2. — Начального образования.

Сопровождение инновационной исследовательской деятельности в колледже.

С 2017 года колледж является инновационной площадкой Российской академии образования (г.Москва) и реализует инновационный проект «Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях реализации профессионального стандарта» [4,с.328].

В ходе реализации данного проекта ведется активная научно-практическая деятельность: проводятся психологические исследования, образовательные мероприятия (семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги). В целях передачи накопленного опыта текущие выводы о деятельности педагогов в рамках инновационной площадки находят свое отражение в публикациях преподавателей колледжа.

Сопровождение сетевого взаимодействия колледжа с образовательными организациями и органами управления образованием.

Социальными партнерами колледжа в рамках реализации инновационного проекта являются 35 образовательных учреждений города, в которых более 477 обучающихся педагогических специальностей проходят практику. Как правило, это лучшие образовательные учреждения, прошедшие конкурсный отбор, прежде чем стать базовой площадкой по подготовке специалистов колледжа.

Руководители и сотрудники данных образовательных организаций принимают активное участие во многих мероприятиях, конкурсах, семинарах, курсах переподготовки и повышения квалификации,  проводимых на базе колледжа.

В 2017 года на базе колледжа был реализован проект по трудоустройству выпускников – педагогические форсайты «Взаимовыгодное сотрудничество и возможности целевого обучения», целью которых стало заключение договоров о сетевом взаимодействии, целевом обучении и опережающем трудоустройстве обучающихся на педагогических специальностях с представителями управления образования г. Н.Новгорода и Нижегородской области.

Организация научно-практических мероприятий, проведение чемпионатов, олимпиад, конкурсов, курсов, фестивалей.

Ежегодно на базе Ресурсного центра колледжа проводятся региональные и всероссийские конференции, посвященные различным аспектам современного образования, а также отборочные региональные этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по УГС 44.00.00. Образование и педагогические науки.

Колледж является базовой площадкой проведения Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – в компетенциях «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах». На данном чемпионате демонстрируются инновационные методы, подходы, технологии работы будущих педагогов.

В рамках проекта при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ФГБОУ ВПО «Нижегородский педагогический университет им. К.Минина», ассоциации образовательных организаций «Педагог будущего» проводится Всероссийский смотр — конкурс средних профессиональных педагогических организаций «Лидер СППО». Миссия данного конкурса – популяризация современных достижений и значимости педагогического образования в России и содействие активному внедрению современных технологий и инновационных методик в образовательный процесс.

Кроме того, в рамках реализации инновационной площадки проводятся международные музыкальные конкурсы инструментальной музыки «Музыкальное созвездие», вокальный конкурс «Звонкоголосая капель», региональный фестиваль-конкурс «Искусство без границ» для детей с ОВЗ, семинары, мастер-классы, вебинары, on-line курсы, педагогические проекты «Мастер своего дела», «Мой путь в профессию…», организация прохождения практики обучающихся педагогических специальностей 2-х курсов на площадке профессиональных проб «Город профессий» и др.

Выстраивая систему образовательного кластера, интеграции, через различные уровни профессионального образования, важно учитывать основополагающие принципы взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности.

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность в колледже позволяет наглядно представить непрерывность и взаимосвязь педагогического образования, начиная с МДОУ, МБСОШ, ДПО, кружков, хоровых студий (на базе МБОУ), ДМШ, СПО, ВО, а также и религиозного образования, которое активно развивается в регионе в последние годы.

Так, колледж в реализации данного направления деятельности течение нескольких лет активно взаимодействует с религиозной организацией духовно-профессионального образования Центр подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

Слушатели данной организации получают религиозное образование, а также имеют уникальную возможность получить и светское образование, поступив в ГБПОУ НГК на специальность Музыкальное образование (заочная форма обучения, на основании правил приема абитуриентов в ГБПОУ НГК).

 Хор послушниц ежегодно выступает на мероприятиях хоровой музыки на сцене колледжа, активно участвует в реализации проектов «Рождественские встречи», «Хоровые ассамблеи». В свою очередь хор «Контраст» ГБПОУ НГК ежегодно принимает участие в духовных праздниках (Рождественские, Пасхальные), которые организуются и проводятся указанной организацией.

Такое взаимодействие духовной и светской составляющей, интеграции религиозного и светского учреждения создают необыкновенную психологическую, эмоциональную ауру формирования нравственной культуры у обучающихся.

В модели образовательного кластера колледжа значительную роль имеет взаимосвязь «колледж – ВУЗ».

Совместное решение образовательных задач, направленных на разработку и внедрение современных профессиональных стандартов подготовки специалистов с учетом требований работодателя, формирование единого подхода в подготовке обучающихся, с использованием модульных УМК по всей цепочке непрерывного образования, а также создание условий и механизмов для реализации «образовательного и «профессионального лифта» для обучающихся — все это нацелено на подготовку высокопрофессиональных специалистов, востребованных в образовательных организациях.

Более 96 % выпускников колледжа педагогических специальностей продолжают свое обучение в Вузах города по очной и заочной форме обучения. Во многом этому способствует организация совместных профориентационных мероприятий: «День карьеры гуманитарных факультетов ННГУ им. Н.И.Лобачевского», мастер – класс «Высшее образование в рамках сетевого взаимодействия вуз-колледж» НГПУ им. К.Минина, образовательная выставка – форум «Навигатор поступления – 2018», встречи с руководителями ВУЗов – «Куда пойти учиться?»,  а также проект «Студенты консерватории — студентам колледжа», организованный совместно с Нижегородской государственной консерваторией им.М.И. Глинки и др.

Более того, участвуя в совместных инновационных проектах, научно-исследовательской деятельности (семинары, конференции, круглые столы «Ценности современной молодежи», областные предметные олимпиады,  региональные конкурсы: «Я и моя профессия – педагог», НОУ «Эврика» и т.д.), студенты развиваются интеллектуально, психологически обогащаются, формируют собственную студенческую «корпоративную» культуру.

Итогом проведения таких мероприятий, и, как следствие саморазвития, становится достижение ими определенных результатов: ежегодно лучшие студенты колледжа получают дипломы 1, 2, 3степени.

Подводя итог, отметим, что все инновации, внедряемые в систему непрерывного педагогического образования, а также выстраивание модели образовательного кластера позволяют колледжу функционировать как целостному механизму подготовки высококвалифицированных педагогических кадров и сохранять свои позиции в развитии педагогической науки и практики.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Нормативные документы по дуальной системе обучения от 24.04.2013. URL: www.ksturu/article
  3. Анисцына Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010 № 4 (40). С. 91–97.
  4. Кедяркина Н.В., Какорина Н.В., Крашенинникова Н.Б. Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Веннецкая. — М.: Линка-Пресс, 2018. — 328 c.
  5. Ковалев В.П., Горбунова Т.В Непрерывное образование как условие подготовки педагогов к профессиональной деятельности// Вестник ЧГПУ, 2010
  6. Растворцева С.Н., Череповская Н.А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4. С. 123–133.
  7. Циулина М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18251
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ГБПОУ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Категории