Категория: Всестороннее развитие личности ребенка
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА В ГРУППАХ СПО, ГДЕ ЕСТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания обществознания и права в группах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,характеризуются наиболее эффективные методы и приемы методы на учебных занятиях в таких группах.
Ключевые слова: обществознание, право, ОВЗ, методика
преподавания, среднее
профессиональное образование
Annotation.The article deals with the features of teaching social science and law in groups where people with disabilities are trained, characterized by the most effective methods and techniques methods in the classroom.
Keywords: social science, law, persons with disabilities, methodology teaching, secondary vocational education
На сегодняшний день особо актуальным является вопрос о методах и приемах преподавания в группах, где обучаются дети с ограниченными возможностям и здоровья (далее ОВЗ). Согласно законодательству РФ и международному праву дети с ограниченными возможностям и имеют равные права на образование [1] Основная задача инклюзивного образования — включить всех обучающихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2] . Анализируя методическую литературу по данной проблеме, я столкнулась с тем, что достаточно много публикаций посвящено работе с детьми с ОВЗ в начальной школе. Так, этой проблеме посвящены методические рекомендации Шиловой Ж. С.«Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»[3] Проблемам инклюзивного образования посвящен сборник «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях»[4]. В сборнике подробно раскрыты проблемы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение, характеризуется специфика индивидуальной образовательной программы и особенности аттестации учащихся с ОВЗ.
Так, касаясь достаточно сложного вопроса аттестации обучающихся с ОВЗ в литературе, отмечается, что если у ребенка заметна положительная динамика во включении в школьную жизнь, не освоение программы не является препятствием к дальнейшему обучению в данном учреждении в выбранной форме образования. Необходимо, чтобы в течение следующего года эта задолженность была ликвидирована хотя бы частично.
Рудакова В. Ю. в своей статье «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО»[5] отмечает, что в России при сформировавшейся и развитой системе специального образования образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но выпускники были ограничены в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов. Это приводило к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.
Рассмотрим основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу при работе в группах, в которых обучаются студенты с ограниченными возможностями. Прежде всего, это разный уровень подготовки,уровень знаний, уровень способностей всех обучающихся данной группы. В связи с этим подчеркнем актуальность индивидуального подхода для формирования общих компетенций в рамках преподавания права и обществознания. В 2018 году я как преподаватель впервые столкнулась с особенностями преподавания в группах с ОВЗ. В одной из таких групп есть слабослышащие обучающиеся и обучающиеся с нарушением речи.
Первая трудность возникает при проведении фронтального опроса, однако благодаря сурдопереводчику дети с ОВЗ включаются в общий опрос, они расширяют свой словарный запас. Если сложно произнести слово устно, то обучающийся с ОВЗ записывает его в тетрадь, и преподаватель может засчитать его письменный ответ наравне с устным.
Особую роль в преподавании в таких группах играют технические средства оснащения занятия и дидактический материал. На всех этапах урока:повторении, изучении нового материала, практической части, рефлексии-необходимо наглядное сопровождение хода учебного занятия.
Учебное пособие, рабочая тетрадь и опорные конспекты по дисциплине право и обществознание на полный курс,которыми обеспечена дисциплина, выдаются обучающимся на весь год вперед с указанием всех заданий и поэтапного их выполнения. Это облегчает проведение всех организационных моментов преподавателем и существенно облегчает ориентацию студента с ОВЗ. Кроме того, как показывает практика, такие студенты усваивают материал медленнее. Наличие пособий на полный годовой курс предоставляет возможность обучающемуся с ОВЗ подготовиться дома к следующей теме, выполнить задания, которые он не успел с общей группой, в удобном для него ритме.
Сами ребята с ОВЗ отмечают, что в рамках обществознания и права вполне хорошо воспринимают фильмы (необходимы субтитры), схемы, таблицы. Достаточно эффективно использовать задания по тексту.
Список литературы:
1.Булавко О. В., Иваницкая М. В., Мурий Н. П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 123-125.
2.Федеральный закон РФ «об образовании в российской федерации», n 273-фз .ст. 2
3.Шилова Жанна Сергеевна.Методические рекомендации. «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ».с. Дебесы. 2018 г.
4.Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян . Москва., 2012
5. Рудакова В. Ю. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО// Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 243-244