ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «ИСКУССТВЕ» УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ

42
Автор: Халитова Райса Хамматовна, преподаватель английского языка ГАПОУ «Арский педагогический колледж им.Г.Тукая» г.Арск, Республика Татарстан
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

 и любить тех, кому преподаешь.

Ключевский В.О.

О школьной жизни можно говорить очень много. Можно обсуждать учителей или учеников в школьной столовой или в учительской. Можно услышать очень много нового об учениках и их родителях или об учителях. Каждый человек, наверное,  сталкивался с такой фразой, как «трудный ребенок», или «гиперактивный ребенок», или «неуправляемый ребенок». В современных условиях «трудными» детьми  называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Конечно, кто-то скажет, что очень много зависит от наследственности или попросту  от генов. Спорить не станем, наследственность играет не последнюю  роль в том, каким вырастет ребенок, но ведь эта роль — не главная. Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношениях с родителями. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

А может ли современный учитель помочь такому ребенку, который родился на свет и подрастает с каждым днем? Изменить его гены никто не может. А повлиять на его окружение, на его мир, может ли учитель? Кто-то из учителей скажет, а зачем мне это надо, я не получаю за это дополнительную плату, у меня нет на это времени,повесит сумку на плечо и пойдет домой. К сожалению, большинство людей ругают своих собственных детей, приводят этого малыша в школу, а что в школе его ждет? Может, добрая учительница, которая направит,научит, поможет? Ребенок рисует образ учителя мудрого, благородного, честного, любящего. И когда, заходя в класс, он видит совершенно другую картину, полностью противоположную той, которую он себе представлял, ребенок тихо садится или наоборот пытается сконцентрировать на себе внимание, чтобы увидеть реакцию учителя и одноклассников. Начинается урок: на лице у учителя по-прежнему нет улыбки и радости от детей, от работы, а может, дома какие-то неприятности? Учитель не виноват, что сейчас перегружен бумажной работой,мониторингом, ЕГЭ и т.д. Но ведь ты учитель, где твоя душа? Где твое сердце?Куда ушла  твоя улыбка? Радость?  Забыл, учитель, зачем в школу пришел, или еще помнишь?

Что такое «трудный ребенок»? Термин «трудно воспитуемость»означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей.

В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным,командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой,пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Какую роль играет учитель в этих социально-экономических, семейно-бытовых отношениях? Спроси у ученика и будешь удивлён. К каждому ребенку есть свой определенный подход. Очень важно на этапе формирования ребенка выявить его самого как личность, следует научить самостоятельности в учебе, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых,учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника». А ведь ребенок сегодня- это зеркало нашего воспитания, зеркало нашего поведения, зеркало нашей морали, культуры и быта, как учителей, так и родителей.  Ш.А Амонашвили говорит, что  доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, радость воспитывается радостью,  честность воспитывается честностью.

Каким должно быть общение на уроке? Если ребенок озлоблен на учителя, он озлоблен навесь мир.  «Давать нынешние знания не облагороженному человеку, то же самое, что дать саблю сумасшедшему» — Д. Менделеев. Может сначала нашему учителю надо измениться, облагородиться стать добрее, начать готовится к урокам. Ждать следующего урока как подарка, ждать отдачи от учеников, а если отдачи нет, не опускать руки, пробовать делать и делать до тех пор, пока не появится горчичное зернышко знаний в ребенке. Пусть придётся бороться с генами или снаследственностью или дурным поведением. Вдохновлять ученика, разрешать фантазировать, разрешать мечтать. Не кричать, не унижать, не подавлять.

Плохая успеваемость в школе может привести к пассивному или  вызывающему поведению, привести к потере уверенности в себе. Ребенок начинает думать: «Ну и пусть я плохой», «Вот и буду плохим», «Никому я не нужен». Каждому человеку, а особенно ребенку, нужно тепло, внимание и любовь, справедливое уважительное отношение, признание талантов, пожелание успеха и похвала достижениям.

Если Вы столкнулись с нарушением поведения ученика, не отчаивайтесь, не произносите таких слов; « Как же ты мне надоел», «Да сколько можно?!», «Сил моих больше нет!», «Господи, опять ты…!» Не поступай так, ребенок дублирует твое поведение и вернуться эти слова и поступки сдвойной силой и ударом. Взрослый, подумай, что надо сказать ученику, помолись,помолчи, подумай, что сойдет с ваших уст.

Цель учителя – воспитание благородного человека. И пусть один скажет: я пришел в школу не воспитывать, а учить.  Другой учитель сердцем понимает, что школа дает не только знания, но и воспитание.  Но, к сожалению, многих мыслящих учителей не устраивает такое положение дел, при котором обучение и воспитание детей превращается в технологизированный процесс с конечным продуктом, а учитель из духовно-нравственных знаний – в фасилитатора,облегчающего процесс усвоения знаний. Поэтому, хорошо осознавать,  что учитель выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечество в лице своих учеников,и то, что будущее не состоит без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры. [1. С.30]

«Внимание,учитель, —  скажет Вам ребенок,  – будь добр ко мне, веди меня по дороге к знаниям, не кричи, не злись, помоги мне, подскажи, вдохнови, полюби» .

В.А.Сухомлинский говорит: «Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные,откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах  ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем –частица моей души»  [2.C.21].

Закончу свои размышления словами В.А. Сухомлинского « Искусство нашей профессии  состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно. Каким бы  страшным ни было зло в детской душе, надовидеть в этой изуродованной душе прежде всего, человека, который ждет, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке есть, которую не заглушить ничем»[2.С.27,22].

Детей своих нужно любить, уважать и стараться понять. Проявляя постоянно внимание к ребенку, не нарушая его личного пространства, Вы сможете передать ему все то лучшее, что есть в Вас, стать ему хорошим другом, тылом источником тепла и любви. И ребенок будет шагать, зная, что у него есть ВЫ!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «ИСКУССТВЕ» УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ

Категории