ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

429
Автор: Вахромеева Ю.Ф., преподаватель 1 категории, ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова, г.Кстово
Категория: Топ публикации

  Термин«цифровая экономика» на слуху уже давно: на практике концепцию успешно реализуют Норвегия, Швеция, Дания, Южная Корея и другие страны. Россия входит в топ-5 стран с лучшим темпом ростом показателя цифровизации, но всерьез оцифровой экономике в нашей стране заговорили только в прошлом году.

Термин«цифровая экономика» на слуху уже давно: на практике концепцию успешно реализуют Норвегия, Швеция, Дания, Южная Корея и другие страны. Россия входит в топ-5 стран с лучшим темпом ростом показателя цифровизации, но всерьез оцифровой экономике в нашей стране заговорили только в прошлом году.

            Под «цифровой экономикой» следует пониматьсовременный тип хозяйствования, характеризующегося преобладающей ролью данных иметодов управления ими как определяющего ресурса в сфере производства,распределения, обмена и потребления.

            В целом, можно выделить следующий перечень мер,реализуемых государствами и направленных на развитие цифровой экономики:развитие инфраструктуры, представляющей основу для формирования новых моделейведения бизнеса и построения научных и социальных сетей; снижение барьеров вотраслях цифровой экономики; повышение уровня владения цифровыми технологиями,обучение и переквалификация специалистов; обеспечение доверия к надежности ибезопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков; развитие цифрового сектораэкономики.

Цифровой сектор экономики базируется на инновационных технологиях, создаваемых электронной промышленностью. Он представлен двумя элементами. Во-первых, это электронная промышленность, производство микрочипов, компьютеров и телекоммуникационных устройств, электроники бытового назначения. Во-вторых, это компании, оказывающие услуги в области цифровых технологий и использующие цифровые средства производства, хранения, управления данными.

            Цифровая экономика является базой развитияв целом и оказывает воздействие на такие разнообразные отрасли, как банковская,розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение имногие другие отрасли. Цифровые технологии, такие, как интернет вещей (IoT), большие данные (big data), использованиемобильных устройств и девайсов преобразуют способы социального взаимодействия,экономические отношения, институты. Также появляются новые способы кооперации икоординации экономических агентов для совместного решения определенных задач (sharingeconomy).

            Хотя роль влияния цифровых технологий на трансформацию социально-экономических систем достаточно очевидна, многие вопросы остаются слабо изученными. Недостаточно внимания уделяется вопросам развития цифрового потенциала с целью достижения инновационного роста отдельных фирм и отраслей, без должного внимания остаются институциональные аспекты цифровой экономики, слабо освещены проблемы и перспективы развития бизнеса в условиях формирования цифровой экономики, не отражено должным образом место цифровой экономики в обшей системе современных хозяйственных отношений. Поэтому целью моей статьи является рассмотрение основных аспектов развития цифровой экономики и выработка суждений о ее роли в общей системе экономических отношений.

            Словосочетание «цифровая экономика» все больше входит в лексикон политиков, предпринимателей,  журналистов. В нашей стране принята программа о цифровой экономике. Одной из целей программы является «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Снова цифровизация становится ключевым фактором. Не инвестиции в основной капитал, не законодательная база, не гарантии прав собственности, а цифровые данные. Еще одна цель программы – «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке  отдельных отраслей». Развитие цифровой экономики в России подразумевает применение мер, стимулирующих рост информационно-телекоммуникационных технологий, использование их в большинстве экономических секторов. Как только технологии будут внедрены, можно будет говорить о достижении стратегической цели проекта – создании в условиях РФ цифровой экономики.

            Внутри экономической цифровизации происходит множество событий, ведутся дискуссии и споры относительно стратегии, целей, которые имеет проект цифровая экономика. Но, несмотря на это, нельзя забывать о трех базовых вещах этого проекта. Базовые вещи можно описать следующим образом:

            1) Данные. Экономика может и должна развиваться, основываясь на более массовом и качественном анализировании данных, экономические субъекты окружают себя цифровыми данными потому, что это профессионально, удобно и эффективно. В планах развития постепенный переход к тотальному задействованию методик принятия различных решений, основанных на данных. Также, благодаря структурированной информации, результаты квалифицированного специалиста могут быть улучшены многократно.

            2) Потребности. Активная информатизация изменяет поведение потребителей. Имея доступ к разного рода информации, люди становятся более требовательными. Маркетинговые приемы становятся для них менее эффективными, и специалистам приходится искать новые пути для того, чтобы привлечь аудиторию к продукту или услуге. Как только произойдет углубление в потребительские нужды, появится интерес к необычным способам производства товаров и смелые эксперименты, связанные с «умным производством».  Велика  и роль молодежи в цифровой экономике, это особая аудитория, к которой только предстоит найти подход.

            3) Менеджмент. Цифровая экономика Российской Федерации нуждается в присутствии профессиональной системы руководства взаимодействием. Эта система будет планировать, организовывать, контролировать, исполнять, координировать гигантскую деятельность по активному использованию информационных данных.

            Цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста ВВП России, а сама доля цифровой экономики может составить 8–10% в ВВП, оценили в McKinsey. Сейчас доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в два-три раза ниже, чем у стран-лидеров, например, США, Сингапура, Израиля. Однако положительная тенденция в том, что объем этого рынка в России растет. ВВП страны с 2011 по 2015 год вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59%, до 1,2 трлн руб. (по ценам 2015 года). Таким образом, на цифровую экономику пришлось 24% общего прироста ВВП..По моему мнению, такой цели можно достигнуть, если государство и компании будут играть на опережение — быстро адаптировать и внедрять технологические достижения, сотрудничая между собой. В частности, роль государства аналитики видят «в пропаганде инноваций», обширном развитии цифровых госуслуг, софинансировании перспективных проектов (через СП или госзаказ) и повышении цифровой грамотности населения.

Максим Наумкин, основатель и директор по развитию ecommerce-агентства Compo, рассказывает о пяти трендах цифровой экономики в России и выделяет основные драйверы ее роста.

            Пять трендов цифровой экономики в РФ:

            1) Кибербезопасность.

Вопрос кибербезопасности выходит на новый уровень в разрезе роста объемов IoT и робототехники, а также участившихся кибератак.  Бюджет США на обеспечение кибербезопасности к 2017 году вырос до $19 миллиардов, а общемировой составил более $80 миллиардов. Доля затрат со стороны России – более 55 миллиардов рублей. По прогнозам Gartner, мировой оборот рынка кибербезопасности к 2018-2019 году приблизится к $100 миллиардам.

Больше других заинтересованы в в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. От внешних атак в прошлом году российская банковская сфера понесла ущерб в размере 2,5 миллиарда рублей.

Обсуждается возможность перевода банков на российские системы шифрования и криптозащиты. На конференции в Мюнхене глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров предложил выработать нормативную базу и международные стандарты для перспективных технологий.

            Российские компании, ведущие деятельность на международном рынке, с мая этого года обязаны соблюдать обновленные правила обработки персональных данных согласно регламенту GDPR.

            2) Трансграничное сотрудничество.

            Российские компании активно встраиваются в международные альянсы, задающие технологические стандарты на годы вперед. В мае 2017 года глава компании «Русский экспорт» Игорь Чайка подписал соглашение о сотрудничестве с Alibaba, в рамках которого китайская торговая платформа откроет российский национальный павильон для реализации пищевой продукции и бытовой химии.

            Перспективность наших начинаний очевидна. Так, в 2017 году по инициативе Российского экспортного центра начала работу площадка Made in Russia сектора В2В. Запросы на продукцию из каталога поступают из разных уголков мира: Азии, Африки, Южной Америки. В итоге возникают долгосрочные международные партнерские отношения с участием российских производителей.

            3) Создание общих IT-платформ.

            Это позволяет синхронизировать цифровые решения, что стимулирует появление объединений, заинтересованных в качественно новых технологических решениях. Так, летом 2017 года «Сбербанк» и «Яндекс» договорились о создании совместной площадки электронной коммерции на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс. Маркет». Общая стоимость обновленного проекта оценивается в 60 миллиардов рублей.

            Другой яркий пример – объединение российского Uber и «Яндекс.Такси» в единую площадку онлайн-такси, сделку планируют закрыть в 2019 году.

            4) Цифровизация государственных услуг.

            Задавая курс на цифровизацию, государство мотивирует компании развивать высокотехнологичный ресурс и задает определенную планку внедрения IT. В рамках программы «Цифровой экономики» Россия планирует провести интернет в отдаленные районы страны, разместить госдокументы в облачных хранилищах, обеспечить к 2015 году предоставление 80% госуслуг в электронном формате.

            Также в планах создание 50 smart-городов, запуск 10 отраслевых платформ в цифре и переход 10 предприятий в формат высокотехнологичных. Для сравнения, в Дании программу цифровизации приняли в 2001 году. Население и бизнес взаимодействуют с государством преимущественно через онлайн-сервисы, за счет чего ежегодно страна экономит $136 миллионов.

            5) В2В-маркетплейсы.

            Они заменяют морально устаревшие электронные площадки, где продают все и всем. Агрегаторы товаров и услуг – тренд последних 10 лет, в рознице потребители уже привыкли ими пользоваться. Бизнесу тоже необходимы комфортные условия для онлайн-покупок и вариативность способов оплаты товаров и услуг определенной категории.

            Так, на площадке Yorso удобно искать большие объемы морепродуктов. Agro24 – современная онлайн-платформа для покупки продуктов питания. Подобные сервисы появляются все чаще, выгодно отличаются удобством и разнообразием параметров поиска продукции.

            Драйверы технологического роста.

            К драйверам роста цифровой экономики Максим Наумкин относит 4 типа технологий, уже влияющих на бизнес:

            1) IоT и автоматизация производства

            2) Цифровое проектирование

            3) Виртуализация (например, удаленный офис)

            4) Кроссканальные коммуникации и мобильные технологии

            Скрытый экономический потенциал этих технологий оценивается в триллионы долларов. Прогнозируемая стоимость только рынка IоT к 2020 году составит $457 миллиардов, еще $240 миллиардов принесет к 2022 году автоматизация производства.

            Наиболее значима роль IT в выстраивании внутреннего бизнеса и информационном взаимодействии компаний с партнерами: уровень использования ERP-систем (автоматизированных систем планирования ресурсов компании) в России сопоставим с Венгрией, Латвией, Великобританией. Облачные сервисы компании России используют наравне с организациями из ЕС, обгоняя Францию, Германию, Австрию.

            Наибольшие успехи при этом наблюдаются в финансовом секторе, розничной торговле и связи. Наряду с ними опт может стать еще одной передовой сферой цифрового развития.

            По данным исследования Accenture, 52% крупных покупателей В2В планируют совершить более половины покупок через онлайн-платформы. 56% опрошенных представителей бизнеса готовы платить до 30% больше на более комфортных сервисах покупки.

            Цифровизация различных отраслей вызывает резкий рост показателей экономической эффективности. Основатель The Elephant Pants Джеймс Брукс отмечает, что за два первых месяца после внедрения онлайн-портала темп оптовых продаж удвоился. Портал заменил встроенный метод телефонных звонков и Quickbooks компании.

            Irbis Motors после запуска и настройки торговой платформы в разы сократила время подтверждения заказа. Теперь почти все клиенты оформляют их онлайн.

            Развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом. Площадки в интернете позволяют объединять усилия для создания бизнеса, инвестирования, поиска сотрудников, партнеров, ресурсов и рынков сбыта. Цифровые технологии также могут играть ключевую роль в обучении сотрудников, обмене знаниями, реализации инновационных идей, в том числе и в социальной сфере.

Важное значение имеет развитие цифровых технологий в государственном секторе экономики. Цифровое правительство и сервисы по оказанию государственных услуг все чаще рассматриваются как средство уменьшения расходов, обеспечивающее при этом более эффективные услуги гражданам и бизнесу, а также являющееся частью усилий правительства по сохранению окружающей среды. Цифровое правительство и инновационные технологии могут обеспечить эффективное участие государственного управления в формировании устойчивого развития. Цифровое правительство позволит государственным органам оказывать более качественные услуги и быть более открытыми для населения. Оно может помочь правительствам сократить вред, наносимый окружающей среде, способствовать эффективному управлению природными ресурсами, а также стимулировать экономический рост и способствовать развитию общественного сектора экономики.

Среди предпосылок развития цифровой экономики в России можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, система Российского образования имеет высокий потенциал для подготовки специалистов цифровой экономики. Это особенно важно, поскольку в условиях цифровой экономики человек будет сосредоточен в основном на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут выполнять машины.

Во-вторых, имеются оригинальные организационно-технологические решения по созданию эффективной инфраструктуры цифровой экономики.

В-третьих, интеграция и развитие конкретных кейсов на базе современных принципов цифровой экономики создаст синергетический эффект и приведет к общему росту экономики России.

Системность цифровизации всех аспектов экономики – важный шаг на пути к осознанному росту и развитию страны. Важно, чтобы необходимость этого шага в равной степени осознавали со стороны и бизнеса, и государства, кооперируясь и синхронизируя достижения.

Литература

1. Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат)

2 В.В. Иванов, Г.Г. Малинецкий Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива, М.: Издатель ‒ Российская академия наук,  2017

3 Введение в «Цифровую» экономику/А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с. (На пороге «цифровогобудущего». Книга первая).

4 Цифровые дивиденды. World Bank. Обзор и оглавление Доклада о мировом развитии «Цифровые дивиденды». Электронный ресурс: www-wds.worldbank.org/. „/World 0developm0l0dividends0overview.

5 Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // В книге: Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 19-25.

6 Дружинин А.М. Стратегия обмена знаниями в цифровой экономике // Век качества. 2015. № 4. С. 125-138.

7 Попов Е.В., Семячков К.А. Особенности управления развитием цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 54-61.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Категории