Категория: Всестороннее развитие личности ребенка
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Обеспечение страны высококвалифицированными кадрами требует от образовательных учреждений активизации работы по правовому обучению и воспитанию. Низкая правовая культура, непонимание роли права, неумение применить правовую норму снижают социальную активность, профессиональные знания и умения любого специалиста.
Проблемы совершенствованияпрофессиональной, научно-теоретической и практической подготовки студентов являются одними из важнейших вопросов в системе образования в настоящее время. Актуальность всесторонней подготовки современного специалиста определяется возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности и деятельности специалиста, что создает потребность в адекватной политике развития образования. В этом контексте необходимы переосмысление содержания образования и воспитания специалиста, разработка и последовательная реализация гуманистической концепции преподавания.
В профессиональной подготовке студентов становится все более очевидным, что расширение сферы деятельности будущих специалистов требует адекватного изменения образовательного процесса с тем,чтобы каждый выпускник неюридической направленности имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры, в первую очередь, те из них, которые способствовали бы эффективной коммуникации специалиста с различными публичными институтами — с государством, в первую очередь. Параллельно с этим необходимо проведение специального обучения, направленного на формирование ценностных установок в отношении права как феномена, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности специалиста.
Система правового обучения и воспитания студентов в неюридических учебных заведениях имеет целью формирование нравственной и правового сознания молодых людей, вооружение их знаниями современного российского законодательства, необходимыми для практической профессиональной деятельности,для использования правовых знаний в личной жизни. Достижение этой цели осуществляется через изучение дисциплин «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Основы права», а также проведения внеаудиторной воспитательной работы.
На процесс формирования правового сознания подрастающего поколения решающее влияние оказывают следующие социальные факторы:
а) непосредственные условия жизни и работы;
б) организованная система обучения и воспитания;
в) средства массовой информации;
г) государственная молодежная политика.
В последнее время возрастает интерес к проблемам правового воспитания, преподаванию правовых дисциплин в учебных заведениях системы профессионального образования, проводятся различные социологические исследования по вопросам правового воспитания, правового сознания, правовой культуры.
Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у обучающихся и молодежи:
- формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
- повышение (укрепление) авторитета закона как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
- формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
- формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
- создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
- укрепление понимания того, что ответственность за содеянное — неотвратима.
Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:
- воспитание правовой активности граждан;
- распространение правовой информации;
- формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов;
- приобретение правовых знаний, убеждений;
- воспитание уважения к закону;
- привитие навыков законопослушного поведения.
Основные формы воспитания:
- Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции в рамках проведения учебных занятий. Обучающиеся знакомятся с понятием правомерного и противоправного поведения, ответственности,наказаний за совершенные проступки и преступления, а также изучают отдельные отрасли права (уголовное, гражданское,трудовое, семейное, конституционное) и нормативно-правовые акты различного уровня.
- Пропаганда – с помощью СМИ (телевидения, радио,электронных средств информации, периодических печатных изданий) обучающимся прививаются уважительное отношение к закону, неукоснительность его соблюдения, а также выгодность правомерного поведения.
- Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для обучающихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном (посещение заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречи с адвокатами, прокурорами, другими специалистами данной направленности).
- Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для тех, кто уже в раннем возрасте имеет проблемы с законом. Эта форма работы является одной из важнейших, так как необходимо найти особый подход,своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить «трудных подростков» на путь законопослушного образа жизни и правомерности его поведения в дальнейшем.
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс право творчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества через процессы право творчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачам и государства в процессе формирования правовой культуры.
Список использованной литературы:
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦИНФРА-М, 2013 — 640с.
- Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М,2015. — 559 с.
- Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права:Учебное пособие / Р.В. Шагиева. — М.: Норма, 2015. — 214 с.