Категория: Веб-технологии в педагогической деятельности
ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются роль цифровых ресурсов в обучении и применение данных ресурсов в производственной практике. Представлена характеристика понятия«Цифровые образовательные ресурсы», раскрыты некоторые методические аспекты в производственном обучении.
Ключевые слова: профессиональное развитие, цифровые образовательные ресурсы.
В современном мире информационные технологии стремительно проникают в сферу образования. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Сегодня недостаточно владеть традиционными методиками обучения и технологиям и использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с деятельностью педагога. Преподаватель должен владеть инновационными методиками обучения.
В статье рассмотрены аспекты использования цифровых образовательных ресурсов на занятиях производственного обучения.
Что же такое цифровой образовательный ресурс?
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровом формате слайды, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности, текстовые документы, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Профессиональное развитие– это процесс социализации, происходящий в онтогенезе человека, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда. Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-ориентированный подход в общем жизненном плане.
Без профессионального развития, как для студентов, так и для преподавателей невозможно будущее. Профессионально развиваться как в учебной деятельности, так и в профессиональной помогут цифровые ресурсы.
Приведу пример, ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих предназначен для освоения обучающими основ обслуживания покупателей в узле расчета, а также приобретение первичных навыков работы на ККТ. Цифровые образовательные ресурсы, входящие в состав данного ПМ.04, охватывают такие темы, как: подготовка ККТ к работе, работа на ККТ,завершение работы на ККТ.
Приведу пример алгоритма использования цифровых образовательных ресурсов (презентация) на уроке производственного обучения.
1. Подготовка ККТ к работе. Данная тема охватывает технику безопасности работы на ККТ, подготовку кассового аппарата к работе, выполнение нескольких операций перед началом работы. Цифровой ресурс представлен в картинках, где студенты сами устанавливают последовательность и определяют процесс подготовки ККТ к работе.
2. Работа на ККТ. В данной теме представлен стандарт обслуживания покупателей на ККТ за наличный и безналичный расчет, признаки определения платежеспособности денежных купюр путем внешнего осмотра и с помощью детектора. Пример: в презентации представлен номинал денежной купюры,по которой студенты определяют признаки платежеспособности путем внешнего осмотра.
3.Завершение работы на ККТ. По данной теме цифровой ресурс представлен алгоритмом завершения работы,бланками кассового отчета и видеофрагментом правил заполнения книги кассира-операциониста.
Подводя итог всему выше перечисленному, можно сделать вывод, что внедрение цифровых образовательных ресурсов производственного обучения приводит к появлению новых методов и технологий, форм организации педагогического процесса, которые отвечают требованиям личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения. В плане личностного развития студентов цифровые ресурсы инициируют процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияют на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Список использованной литературы
1. Усенков Дмитрий Юрьевич (Электронный ресурс)// Интернет-сайт Электронный альманах. Вопросы информатизации образования.
2. ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru
3. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования. http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc.