ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАНИИ

127
Автор: Якунина Елена Евгеньевна, преподаватель обществознания ГБПОУ «Нижегородский строительный техникум»
Категория: Гуманитарные науки

Сегодняшние реалии развития образования ставят перед образо­вательным учреждением задачи повышения качества профессионального образования, прочного овладения студентами профессиональными компетенциями, приобретения навыков самостоятельного поиска необходимой информации. Основная и важнейшая задача образовательного учреждения сегодня – обеспечить условия, в которых полное овладение програм­мам и профессионального образования будет доступно каждому обучающемуся, вне зависимости от его индивидуальных возможностей и особенностей здоровья.[2].

Использование цифровых образовательных ресурсов в препо­давани и обществознания является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса,обогащение арсенала методических приемов и средств, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. При существующем разнообразии цифровых образовательных ресурсов педагогу важно научиться гармонично сочетать традиционное обучение и передовые технологии.

В 21 веке уже невозможно представить образовательный процесс без использования информационных технологий, которые позволяют педагогам качественно изменить содержание, методы и организа­ционные формы обучения. Разработка электронных средств обучения дает возможность динамического изменения и дополнения содержания обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества,науке, культуре. Современные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)способствуют повышению эффективности учебного процесса, дают богатый материал для подготовки к занятиям, усиливают наглядность и повышают интерес обучающихся к изучению обществознания.[3].

Цель, поставленная  при использовании ИКТ, — общее развитие студентов:

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;
  • расширение возможностей самоопределения и самореализации.

Формы, которые я использую в своей работе в процессе преподавания:

  • презентация  как сопровождение рассказа преподавателя,
  • мультимедийные обучающие диски — необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
  • ИКТ как средство контроля знаний студентов;
  • ЦОР — средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.

В качестве одной из форм обучения,стимулирующих студентов к творческой деятельности, я предлагается им создать презентации. Здесь каждый имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:

  • создает условия для переживания студентами ситуации успеха в процессе учебной деятельности;
  • позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повышает мотивацию к обществознанию и праву;
  • стимулирует студентов к творческой деятельности. [4].

Сотрудничество, взаимодействие,активность преподавателя и студентов за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности студента.Конечно же, меняется и стиль проведения занятий с использованием СОР:

  • доверия,
  • доброжелательности,
  • партнерства,
  • взаимопонимания,
  • взаимовыручки и поддержки,
  • терпимости,
  • учета и уважения интересов, возможностей друг друга.

В процессе работы я могу,косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих студентов,открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников.

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. В преподавании курса «Обществознание» считаю целесо­образным использование цифровых образовательных ресурсов, а именно, — видеоматериалов проекта«Энциклопедия» канала «Культура», посвященных философам разных исторических периодов, материалов проекта «Великие философы» канала 365, философских мультфильмов, документальных материалов, видео лекций по отдельным темам курса.

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе.

Мультимедиа программы — наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для преподавателя, но и для студентов:

  • осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами;
  • прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления студентов в процессе самостоятельной работы по плану преподавателя;
  • выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;
  • создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: студенты самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах;
  • удовлетворить познавательный интерес к предмету –обществознанию.

Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам:

  • Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся.
  • Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке.
  • Повышает качество и эффективность обучения обществознания, развивает учебную деятельность.

Применение ЦОР в моей практике преподавания обществознания способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности урока. Это позволяет комплексно решить целый ряд проблем:

  • возможность выразить свою точку зрения в тематических чатах, форумах в Интернете;
  • наглядность и интерактивность, наличие интерактивных форм контроля и оценивания;
  • результатов работы студентов (Разработанные в программе Ispringsuite 8 задания для текущего и итогового контроля по дисциплине);
  • дает возможность дистанционной работы со студентами, имеющими ограничения в возможностях здоровья, через систему дистанционного обучения Moodl, форум на моем сайте;
  • это возможность индивидуализировать обучение по темпу и глубине изучения курса, что создает условия для успешной деятельности каждого студента;
  • использование компью­терных технологий в учебном процессе предоставляет прекрасную возможность обучающимся получать непрерывное образование, быть постоянно включенными в учебный процесс, даже в тех ситуациях, когда студент временно не имеет возможности посещать учебные занятия.
  • широкие возможности, заложенные в цифровых образовательных ресурсах, для организации самостоятельной учебной деятельности.Такая деятельность может быть осуществлена при подготовке домашних заданий,проектов, зачетных работ;
  •  метод использования цифровых образователь­ных ресурсов дает возможность создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенство­вания,самообразования, самореализации; помогает обучающимся почувствовать себя исследователями в конкретной области научных знаний, что способствует повышению их мотивации к изучению обществознания.
  • Использование цифровых образовательных ресурсов — это еще и возможность ликвидировать пробелы в знаниях через выполнение заданий,созданных на ресурсе Learnningsapps.com. Студенты получают возможность,выполняя задания, созданные по конкретным темам курса, восполнить пробелы в знаниях, систематизировать и закрепить изученный материал.

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к обществознанию, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между студентами, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия преподавателя и студента. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание оптимальных для обучения условий,обеспечивающих не только качественное усвоение студентом сложной системы знаний, но и его развитие.

Литература

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-110
  2. Брыкова О. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе всети Интернет. URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908
  3. Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые образовательные ресурсы // Продленка. URL:http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html(дата обращения:).
  4. Григорьев С. Г., В. В Гриншкун Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов// Энциклопедия знаний. URL: http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL:http://www.school-collection.edu.ru/about/
  6. Исупова Л.В. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс // Педагогическая планета.URL: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942
  7. Коробкова К.В., Калиновский Е.А.Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе// Студенческий научный форум. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf
  8. Трапезникова Т.В. Электронные учебные ресурсы и их применение / Т.В. Трапезникова // Директор школы. — 2008.- №4. — С.61-65.

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Категории