ВЫПУСК 4

Цифровые возможности и ресурсы в образовании

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

375
Автор: Шигабиева Гульназ Габделфатовна, учитель начальных классов МБОУ "Куркачинская СОШ" Высокогорского района Республики Татарстан
Категория: Всестороннее развитие личности ребенка

Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, находить новые приемы, позволяющие детям эффективно и качественно, а главное — с интересом изучать иностранный язык. В учебной деятельности легче поддается запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. Учитывая то, что  интерес является стимулом к обучению,педагогу необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку. Большую помощь в этом оказывают дидактические игры, которые активизируют учебный процесс.

Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [3, с. 38].

Опыт многих учителей показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно.

Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний [2, c. 65].

В занимательной игровой форме можно в вестии повторить учебный материал, совершенствовать лексические навыки, формировать правильное написание английских слов. Необходимо знать, что  игра способствует получению новых знаний,взаимодействию с другими людьми, развитию памяти, внимания, мышления,воображения, таких черт, как коллективизм, дисциплинированность, активность. Но следует помнить, что применяя дидактическую игру как форму обучения, учитель должен определить цели игры в соответствии с задачами учебной деятельности [5, с. 68].

В этой статье  приведены некоторые приемы  использования дидактических игр на уроках  английского языка и  полученные результаты в  данной области.

В старших классах возможности использования дидактических игр суживаются из-за увеличения объема и сложности изучаемого материала, но можно дать такое задание, как “Собери официальное письмо”. Учащиеся должны не только построить предложения в правильном порядке и перевести их с английского на русский язык, но и дополнить их [1, с. 40].

Например:

1. I came across an ad for your company in The Star today.

2. Dear Mr Powell,

3. I look forward to…

4. After careful consideration I have decided…

5. Yours sincerely,…

Эта дидактическая игра поможет учащимся повторить лексику и запомнить правильное написание официального письма на английском языке.

Для проверки усвоения пройденной лексики по теме “Личные качества” было предложено каждому ученику написать короткие стишки про его лучшего друга, каждая строчка должна начинаться с букв имени лучшего друга.

Например:

My best friend is…

Attractive

Likes cats

Sunny  and fun

Original,

Unique! You are my friend!(Alsou)

Такой тип задания очень интересен, оно совершенствует лексические и орфографические навыки.

Известно, что общение на любом языке требует большого словарного запаса, приходится учить много английских слов. Но большую трудность для учащихся вызывает запоминание 3х форм неправильных глаголов, поэтому для  лучшего запоминания учащимся предлагается  их рифмовать.

Например:

See, saw seen,

 Was, were, been,

 Take, took, taken,

 Shake, shook, shaken, и т.е.

Для совершенствования грамматических навыков по теме  «Инфинитив и герундий в английском языке»  предлагается учащимся  дидактическая игра. Они должны правильно распределить глаголы по столбикам, после которых используется инфинитив или герундий.

Например:

stop Need Gerund Infinitive
forget Learn    
keep Enjoy    
mind Decide    

В преподавании английского языка  также можно использовать  игры-беседы (диалоги). Например: “Разговор по телефону”.

  • Hello, this is ____________calling.
  • May I speak with____________, please?
  • Hang on one second.
  • ________is busy right now. Can you call again later?
  • Yes, can you tell him_______________, please.
  • I’ll make sure ________gets the message. Thanks for calling. Bye for now!
  • Goodbye!

Помимо учебных целей игра помогает решать и воспитательные задачи, особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор по телефону.

Эти игры способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.

Используя в своей работе дидактические игры, учитель не должен забывать о требованиях к дидактическим играм.

1.         Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей  и их воспитания.

2.         В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3.         Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [4, с. 143].

Таким образом можно сделать вывод, что использование  дидактических игр на уроках английского языка дает возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал, активизировать свои знания в различных ситуациях.

Списоки спользованной литературы:

  1. Жучкова, И.В. Дидактические игры на уроках английского языка/ И.В. Жучкова // English. — 2006. — № 7. – С. 40-43;
  2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. — СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. — 192 с.
  3. Петричук И.И. Еще раз об игре / И.И. Петричук // Иностранный язык в школе. – 2008. – № 2. – С. 37-42;
  4. Соловова,  Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова – М.: Просвещение, 2005. – 239с.
  5. Степанова, Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.Л. Степанова // Иностранные языки в школе. – 2004. — №2. – с. 68.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Категории